«Изменилась гидрология. Это — самое страшное». Профессор Бездольный о том, как российский мост в Крым повлиял на обмеление Керченского пролива

15 Березня 2019, 21:10
Закртити
Степан ДавыдовQHA media

Сегодня поступила информация, что балкер Maryland под флагом Либерии с грузом металла, следовавший из Мариуполя в Венецию, сел на мель в Керченском проливе. Четыре буксира пытались снять судно с бровки Керчь-Еникальского канала, но им это сделать так и не удалось.

В связи с этим QHA media поинтересовалось у украинского специалиста в морской сфере и по гидротехническим объектам, профессора Виктора Бездольного, насколько реально повлиял Керченский мост на возможности судоходства в Керченском проливе.

Какие глобальные последствия незаконного сооружения Россией моста на аннексированный полуостров уже сейчас очевидны, и чего можно ожидать в дальнейшем?

Что касается тенденций, то Керченский мост создал в определенной степени проблему водообмена между Азовским и Черным морями. Мост состоит из стационарной части – она насыпная и уже частично перекрыла водосток и водообмен. Остальное перекрывается несущими конструкциями – сваями и так далее.

Конечно, это уменьшает водообмен. Изменилась гидрология – это – самое страшное. Изменение гидрологии тянет за собой целый комплекс вопросов и проблем. Это, кроме судоходства, вопросы экологии и рыбных запасов.

Надо учитывать, что плато дна Азовского моря находится выше, чем плато дна моря Черного. Грунты в Азовском море более илистые, поэтому мягкие грунты будут дольше осаждаться. Какой промежуток времени это займет, пока трудно сказать, но то, что это увеличит тенденцию заносимости пролива – это безусловно.

В проливе находится Керчь-Еникальский канал – это искусственная часть. Канал проходит не по всей длине Керченского пролива, а только частично – в северной его части. И в первую очередь будет мельчать именно эта часть Керченского пролива. Это плохо.

И в целом пойдет тенденция на уменьшение глубин в проливе. Это отразится и на судоходстве из Азовского моря в Черное и в обратном направлении.

В Керченском проливе теперь создана преграда для течения, которое веками шло с определенной скоростью. Азовское море постоянно пополняется небольшими речками и Доном, а также частично водами Волги через Волго-Донской канал. Объективно это пополнение водных ресурсов позволяло иметь постоянное течение в Черное море, которое поддерживало определенные глубины. А если уменьшать эту скорость искусственными преградами, то, естественно, заносимость будет увеличиваться.

Но под самим мостом скорость течения увеличивается из-за сужения протока?

Совершенно верно! Но мост сам находится в южной части пролива, там, где более глубоководная часть, а заносится северная, более мелководная часть пролива – там, где находится Керчь-Еникальский канал. Весь Керченский пролив имеет длину около сотни километров. Поэтому в целом скорость в проливе уменьшается. И сам пролив, а не только участок под мостом, будет заносить. То есть если под мостом глубина и сохранится, занесенный канал обмельчает, он не будет судоходным.

Можно ли спрогнозировать, какими темпами обмельчает пролив и, в частности, Керчь-Еникальский канал?

Для этого нужно иметь исходные данные. На сегодня исходных данных нет. Неизвестно, какая площадь перекрыта, – эти данные надо брать у россиян. Какой объем на выходе – между опорами под мостом, и тогда можно высчитать, насколько уменьшилась пропускная способность. Тогда можно высчитать и скорость течения, а дальше уже идут производные расчеты с учетом количества частиц на единицу объема, выносимых из Азовского моря. Лишь тогда можно будет просчитать по всей площади пролива, насколько уменьшится его глубина.

Дивитись ще: