Підсумки тижня: зруйнована пам'ять про війну, міжнародне єднання навколо 75-річчя геноциду, «кримські канікули» Шуфрича | QHA media

Итоги недели: разрушенная память о войне, международное единение вокруг 75-летия геноцида, «крымские каникулы» Шуфрича

13 Травня 2019, 10:12
Закрити
Микола Карпенкодля QHA media

Уходящая неделя стала важным триггером, который имеет все шансы задать настроение и направление будущей политики оккупационных властей. И снова история стала политикой, опрокинутой в прошлое, и снова – вопросов и поводов для выводов значительно больше, чем ответов и объективных оценок.

«Они не могли не разрушить памятник»


Ключевые фигуры

Памятник в селе Орловка под Севастополем, реставрированный к 9 мая по инициативе крымскотатарской общины села.   

Что произошло

В ночь с 8 на 9 мая памятник был разрушен.  

Мнение

Цитата из поста в Фейсбук главы Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова, вынесенная в заголовок, как никогда точно определяет суть произошедшего. Потому как подчеркивает атмосферу, в которой произошел акт вандализма.

Собственно, в чем суть происшествия. В 1941 году село Орловка имело историческое название – Мамашай, что говорит о его преимущественно крымскотатарском населении. Понятное дело, что и призыв в армию в 1941 году, как до, так и после 22 июня, был осуществлен из числа местных жителей, следовательно – из числа крымских татар. И также очевидно, что призванные воевали в рядах Красной Армии вплоть до окончания войны в 1945 году. Вот только вернуться в родное село им уже не довелось: их, как и прочих односельчан, отправили в места депортации. После возвращения из депортации, крымские татары стремились к возвращению именно в те города и села, откуда были депортированы. Однако, тогда еще коммунистические власти и их преемники после 1991 года делали все возможное, чтобы не допустить именно такого распределения вернувшегося из высылки народа. Особенно это касалось крупных крымских городов, южного берега и – еще более жестко – Севастополя. И это несмотря на то, что по архивным документам окрестности города-героя до 1944 года были населены преимущественно крымскими татарами и этот факт засвидетельствован данными двух довоенных переписей населения.

Фото: Crimean Tatars

Соответственно, можно представить себе через какое сопротивление пришлось пройти тем, кто вернулся и отстоял свое право жить именно в Орловке. Более того, понятно, что для Севастополя дата 9 мая имеет двойное значение – ведь это еще и День освобождения города в 1944 году, а значит в 2019-м праздновался юбилей – 75 лет. Собственно, в Орловке долгие годы стоял памятник погибшим в годы войны уроженцам села – шесть фамилий, из них – ни одной крымскотатарской. И вот, после кропотливой работы в архивах и военкоматах, по инициативе крымскотатарской общины села, однозначно – по согласованию с органами оккупационной власти – памятник был дополнен двумя гранитными плитами с именами 57 жителей села – крымских татар, как погибших на войне, так и вернувшихся с нее, но уже – в места депортации.

Памятник был открыт 6 мая, а ночью перед Днем Победы – разрушен.

Еще одна цитата из Рефата Чубарова: «Если быть объективным даже в своей справедливой ярости от творимого в оккупированном Крыму, то следует признать – российские оккупанты не могли не разрушить памятник крымским татарам – участникам Второй мировой войны, напрочь опровергающий их мифы».

Преступление в Орловке полностью укладывается в реальную картину исторического сознания современной России. И память о Великой Отечественной войне занимает в нем ключевое место.

Уже не первый год с экранов и полос пропагандистских росСМИ в связи событиями 1941-1945 годов звучит бравый лозунг: «Можем повторить!». Что именно имеется ввиду – известно, как говорится, одному Богу. И в большей степени – это такая вот бравада о якобы всесильности России и русских (именно этнических русских), которым по плечу любые враги и проблемы. Забывается то, что даже если и есть большое желание «повторить», то сначала надо пройти оккупацию – кем, кстати? – почти всей европейской части РФ, откатиться под Волгу – и уж оттуда повторять наступление – опять-таки, на кого? – и праздновать иллюзорную в данном случае «победу» – ну, совершенно непонятно – над кем? Оттого и все эти бессмысленные надписи на автомобилях «На Берлин!» и карнавал «Бессмертного полка» вместо реального поминовения действительных героев войны.

Созданная атмосфера идеологической ненависти в современном российском обществе работает как на внешнюю составляющую – ее конструкция описана выше, так и на внутреннюю. И для этой самой второй как никогда важна реанимация сталинского мифа о «народах-предателях», в число которых в 1944 году попали не только крымские татары, но греки, армяне, болгары, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и другие. Потому как любой тоталитарный или авторитарный режим не может существовать без «образа врага», иначе большинству слишком очевидной станет тот факт, что во всех просчетах и низком качестве жизни виноват именно сам режим, его неэффективность и преступность. А так – вы (большинство) плохо живете из-за них (назначенного меньшинства, в случае всей РФ – «пятой колонны», «либералов», и т. д., в случае Крыма – «агентов Украины», «бандеровцев» и т. д.).

События последних лет позволяют смело записать в этот «образ врага» и весь крымскотатарский народ. Который открыто выступил против оккупации в 2014 году, который в подавляющем большинстве своем не идет на сотрудничество с оккупационной властью, против которого развернуты открытые репрессии. Собственно, исторический контекст затронут также не впервые: буквально в начале года прогремел скандал с «пособием» по истории Крыма, в котором события 1941-1945 годов и проблема коллаборационизма в Крыму представлялись не сбалансированно, по сути – открыто предвзято по отношению к крымским татарам. И вот – прямая акция вандализма.

Как вывод можно констатировать: российская власть – что в Москве, что в Симферополе и Севастополе – продолжает жить старыми идеологемами, в которых все, кто не подчиняются авторитаризму и силе власти – автоматически становятся врагами. С которыми не борются, а по известной формуле писателя Горького, одобренной Сталиным – их просто уничтожают. Пока в виде памятников и памяти. Пришло время задуматься – что будет дальше?

Историческая справедливость не может запоздать


Ключевые фигуры

Депутаты Сейма Латвии.

Что произошло

9 мая Сейм Латвии принял специальное заявление, в котором признал депортацию крымских татар актом геноцида.

Мнение

Члены латвийского парламента соблюли своим решением сразу несколько важных и принципиальных моментов. Дата принятия заявления – напоминание о том, что крымские татары также сражались за победу над нацизмом, как и представители других народов СССР – то есть также, как и латыши, литовцы, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, и конечно же, русские. И, кстати, все народы СССР не получили справедливой оценки своего героизма: после 1945-го по стране прокатилась очередная волна репрессий по абсолютно надуманным обвинениям, так даже проживание на оккупированной территории могло быть поводом для 5-10 лет в лагерях – «для перевоспитания». Более того, ведь были среди народов СССР и те, кто решил сопротивляться коммунистической диктатуре – и ушел в подполье, в партизанскую борьбу под знаменами УПА, «лесных братьев» – с ними карательная машина большевистского режима также не церемонилась.

Но в случае крымских татар репрессии коснулись ВСЕГО народа, когда никто не потрудился хотя бы сформулировать в чем вина детей и глубоких стариков, а просто повелели их выгнать из родных мест, заселив в их дома других.

Назвать вещи своими именами никогда не поздно. И в этом отношении путь в 75 лет – это и много, и мало. Очень важно, что международная солидарность с крымскими татарами – по примеру решения Сейма Латвии – происходит во времена, когда еще живы свидетели депортации, которые получают запоздалую, но очень важную моральную компенсацию от мирового сообщества за перенесенные страдания и лишения. И вдвойне важно, что признание депортации геноцидом (а в данном случае все факты и критерии однозначны!) происходит в условиях оккупации Крыма – это лишний раз говорит не только о памяти и уважении к истории, но и о том, что крымским татарам и сейчас угрожают репрессии и навязывается роль чужих на своей родине. А значит – мировому сообществу необходимо как можно жестче пресекать все попытки нарушения прав коренного народа Крыма и ужесточать санкции против агрессора. Ведь он понимает только язык силы.                

«Блеск и нищета» украинской элиты



Ключевые фигуры

Нестор Шуфрич, народный депутат Украины от партии «Оппозиционный блок», член партии «Оппозиционная платформа – За Жизнь!».

Что произошло

Во время «майских праздников» политик вместе со своей женой Галиной совершил частную поездку в Крым, о чем сообщил в соцсетях.      

Мнение

В общем-то, данное «событие» можно было бы и пропустить, и не создавать лишнюю рекламу Нестору Шуфричу. Но за конкретной поездкой кроется куда более стратегическая линия, свойственная части украинской элиты и, как знать, вполне возможно, имеющая все шансы стать трендом в самое ближайшее время.

Оговоримся сразу: никакого преступления Нестор Иванович не совершил. Он пересекал административную границу со стороны Чонгара, как сообщает его пресс-служба, был тщательно досмотрен на «российской границе», а дальше – пусть и без «костюма с отливом» поехал себе в Ялту, где провел якобы целых три дня. Более того, Шуфрич не входит в санкционные списки РФ, в отличие от многих украинских политиков и общественных деятелей, а значит может ездить в Крым без проблем.

И надо сказать – судя по фото и комментариям самого Нестора Ивановича поездка была душевной – с погодой повезло, а крымчане на набережной в Ялте у памятника Ленину (где нардеп не преминул «зачекиниться») якобы узнавали телеперсонажа, радовались ему и поздравляли с… победой Владимира Зеленского на выборах, ну и конечно – ругали Петра Порошенко.

Все это было бы смешно, если бы… Если бы это был один такой вот визит. Ведь есть информация о том, что многие представители украинской политической и бизнесовой элиты свободно посещают Крым и имеют там собственность, которую – также свободно эксплуатируют. Всем памятны слова коллеги Шуфрича по «Опоблоку» Евгения Балицкого о том, что он ездит и будет ездить в Крым и его не интересует чье-то мнение на этот счет. Автор этих строк сам видел в одном из недешевых ресторанов Ялты года три назад, правда, нардепа Игоря Шкирю со всей семьей. И ничего – нормально.

Это моральный выбор. И он в данном случае у отдельных представителей украинской элиты не в пользу Украины, а в пользу своего комфорта и особых прав. Ведь, вот Балицкий может приезжать в Крым и использовать свое имущество (что он и подчеркивает, как оправдание поездки), а избранный президент Украины Зеленский – почему-то не может, он для этого, по словам целого «первого вице-спикера» «госсовета» Ефима Фикса, должен признать Крым – «российским». Не правда ли, странные двойные стандарты? Хотя и абсолютно логичные для оккупантов.

Такое поведение элиты демонстрирует ее полную оторванность от народа, непонимание той самой «красной черты» и меры дозволенного. Впрочем, Шуфрич в своем посте в Фейсбуке несколько раз подчеркнул – «Наш Крым», «Наша Ялта», «Крым – это Украина». И это – обнадеживает, потому как, с одной стороны – это хоть как-то оправдывает поведение политика, с другой – а вдруг ему после таких фраз возьмут и запретят въезд в Крым? Было бы забавно…

Дивитись ще: