19 Липня 2019, 13:15

Коренной народ и его право на самоопределение

Закртити

QHA media начинает публикацию эссе о том, каким должен быть механизм борьбы крымских татар за свои права. Эти материалы отобраны в результате конкурса среди молодых специалистов в области обществоведения, который проводился Крымским институтом стратегических исследований.

Предложенная тема эссе звучала так: “Крымскотатарский народ стремится к повышению уровня узнаваемой репрезентативности борьбы за свои права на международной арене. Какими будут ваши рекомендации и предложения крымскотатарским общественным и политическим деятелям? Укажите конкретный доступный политико-правовой и медийный инструментарий и / или алгоритм действий”.

Сулейман Мамут

фіналіст конкурсу

 

Широкое международное сообщество не осознает либо не признает исключительной важности позиции и видения крымскотатарского народа в отношении настоящего и будущего Крыма.

Повышение значимости борьбы крымскотатарского народа за его права на международной арене можно рассматривать как инструмент, а не как цель.

Реальность международной политики и права устанавливает ряд неписаных правил и стандартов, которым должны следовать те, кто стремится к признанию их правоспособности и дееспособности как на национальном, так и на международном уровнях.

  

Наилучшим способом реализации вышеупомянутого плана является создание аналитического центра, который будет формировать соответствующую стратегию крымскотатарского народа.

Внимание к крымскотатарскому народу на международной арене в некоторой степени возросло в 2014 году, в ходе временной оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Крымскотатарский народ, его позиция и ожидания упоминались самыми авторитетными мировыми СМИ, в том числе Financial Times, Economist, New York Times и т. д. В то время как некоторые СМИ пытались хотя бы вкратце изложить исторический контекст развития крымскотатарского народа, другие указывали на тот факт, что некая группа этнических меньшинств в Крыму открыто ставит под сомнение российский миф о единогласии, которое якобы выразил «крымский народ» во время незаконного референдума.

Значимость проблем крымскотатарского народа существенно увеличилась на международных форумах по сравнению с дооккупационным уровнем благодаря последовательным усилиям украинского государства, международных организаций и негосударственных субъектов. Принятие резолюций Генссамблеи ООН, Парламента ЕС, Парламентской ассамблеи Совета Европы по различным вопросам, таким как приверженность территориальной целостности Украины или положение в области прав человека на оккупированном полуострове, служат убедительным доказательством того, что Крымский вопрос не сходил с международной повестки дня. Однако эти успешные случаи не доказывают, что мир должным образом осознает масштаб рисков, связанных с российской агрессией.

Тем не менее, стало ясно, что широкое международное сообщество не осознает либо не признает исключительной важности позиции и видения крымскотатарского народа в отношении настоящего и будущего Крыма. Кроме того, крымскотатарский народ подвержен еще одному существенному риску – занижению и де-факто отрицанию его правосубъектности. В действительности, в документах и ​​докладах международных организаций крымскотатарский народ или его представители упоминаются как объект, страдающий от системных и направленных нарушений прав, как индивидуальных, так и коллективных. Более того, крымскотатарский народ часто называют «сообществом» или «этнической группой», в противовес понятию «народ», которое прямо предусмотрено в международном праве и используется в основном в связи с правами на самоопределение.

В этом контексте я полагаю, что повышение значимости борьбы крымскотатарского народа за его права на международной арене можно рассматривать как инструмент, а не как цель. При этом осуществление и соблюдение права крымскотатарского народа на самоопределение на государственном и международном уровнях должно быть приоритетным, как одна из основных целей, которая, в случае ее достижения, станет предпосылкой для устойчивого развития на политическом, экономическом и культурном уровнях.

Таким образом, в настоящем документе основное внимание будет уделено возможным решениям следующих вопросов:

• как изменить отношение международного сообщества к крымскотатарскому народу, чтобы его рассматривали и считали значимым субъектом, способным свободно определять свой политический статус, брать на себя ответственность и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

• как обеспечить вовлечение крымскотатарского народа в процесс принятия решений (как на национальном уровне, так и на глобальном уровне) по всем вопросам, связанным с Крымом;

• как обеспечить признание и соблюдение права крымскотатарского народа на самоопределение на национальном (Украина) и международном уровнях.

Ответ на первый вопрос кажется довольно простым. С логической точки зрения, если вы хотите, чтобы вас рассматривали как субъект и относились как к субъекту (в отличие от объекта), правоспособность которого не подвергается сомнению, вы должны мыслить и действовать соответственно. Определение «правоспособность» означает «законное право человека принимать конкретные решения, и нести определенную ответственность». Я полагаю, что реальность международной политики и права устанавливает ряд неписаных правил и стандартов, которым должны следовать те, кто стремится к признанию их правоспособности и дееспособности как на национальном, так и на международном уровнях.

Среди них:

а) позиция, решения и действия субъекта должны обладать высоким качеством, логичностью, последовательностью, основываться на прочном анализе и формировать комплексную систему, понятную для всех других субъектов;

б) эта система реализуется практически и отражает твердую политику, которая выражается во всех соответствующих утверждениях, как если бы субъект поддерживался абсолютным большинством;

c) субъект готов публично взять на себя ответственность за все свои решения, в том числе в вопросах, касающиеся его внутреннего развития.

Это означает, что крымскотатарский народ должен развивать свою собственную позицию, видение и стратегию по широкому кругу вопросов, проблем и задач, особенно в отношении:

І) своего внутреннего развития, сохранения культуры и языка;

ІІ) развития Крыма в ряде сфер (политической, экологической, а также правосудия в переходный период и т. д.);

ІІІ) ряда вопросов в области международных отношений;

IV) глобальных проблем (изменений климата, загрязнения и т.д.).

Стоит отметить, что такая позиция и стратегия должны основываться на общепризнанных ценностях и принципах – гуманизме, справедливости, исправлении исторических несправедливостей, правах коренных народов, включая право на самоопределение, осуществляемое в соответствии с международным законом.

Подобные меры повысят авторитет крымскотатарского народа, его представительных институтов и расширят рамки осведомленности среди внешних субъектов. В соответствии с мировой практикой, наилучшим способом реализации вышеупомянутого плана является создание аналитического центра, который будет формировать соответствующую стратегию крымскотатарского народа.

После реализации эти меры будут в значительной степени способствовать вовлечению крымскотатарского народа в процесс принятия решений. Твердая позиция и планы действий, основанные на прочном анализе, даже если они выражены абсолютным меньшинством, имеют больше шансов закрепиться и быть принятыми во внимание в процессе принятия решений или принятия законов.

Система знаний и институтов, а также модели поведения, созданные в результате реализации вышеупомянутой программы, могут заложить основные предпосылки, необходимые для эффективного осуществления права на самоопределение, независимо от законодательного процесса.

Я считаю, что средства массовой информации могут сыграть значительную роль в подкреплении этой программы, в частности, в проведении работ для аналитического центра. Следовательно, аналитические материалы, подготовленные таким центром, должны отвечать стандартам ведущих исследовательских центров, таких как Институт Брукингса, Атлантический совет и других центров, действующих в ТОП-50 университетах мира. Необходимо подготовить комплексную программу, направленную на систематизацию публикаций в этих исследовательских центрах. Необходимо также предпринять дополнительные усилия, чтобы проложить путь к страницам «The Economist», «The Guardian», «Financial Times» и других авторитетных СМИ. Эти шаги помогут в значительной степени расширить огласку вопроса крымскотатарского народа на международной арене и продвигать его позицию по всему миру.

Чтобы иметь четкую позицию в международных организациях и иностранных дипломатических миссиях, аналитический центр или другое назначенное лицо должны подготовить анализ всех заинтересованных сторон. Он должен включать, помимо прочего, перспективы отстаивания определенных позиций в конкретной организации или миссии, а также интересы и влияние с учетом положений соответствующего мандата. Отдельный анализ должен быть посвящен успешным случаям и передовой практике аналогичных субъектов, их стратегиям и подробным аргументам. Поэтому анализ заинтересованных сторон может усилить эффективность информационно-разъяснительной деятельности.

Примером такого послания, которое крымскотатарский народ может продвигать как субъект, ссылаясь на коллективные права, гарантированные Декларацией ООН о правах коренных народов, может быть следующее:

Нарушение права крымскотатарского народа, являющегося коренным, на самоопределение как дополнительное обоснование незаконности временной оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Это соответствует как украинскому, так и международному праву, является логичным и, что более важно, – показывает, что крымскотатарский народ, несмотря на все трудности, вызванные временной оккупацией, решительно борется за свои права, вытекающие из права на самоопределение, несмотря на то, каким жестоким и влиятельным является правонарушитель.

Надеюсь, что в ближайшее время мы подготовим давно ожидаемые комплексные программы, а также политику исследований, информационные послания и стратегии, которые будут эффективно продвигаться на самом высоком международном уровне и гармонично отражать потенциал и самостоятельность крымскотатарского народа как достойного и сильного субъекта.