ПО ПОЛОЧКАМ

Пока Крым оккупирован, Курбан-байрам имеет особенный смысл для крымских татар. Муфтий Айдер Рустемов о сути праздника и о том, как его отмечают в Киеве

11 августа 2019, 06:00
Закрыть
Тетяна ІваневичQHA media

Сегодня отмечается праздник жертвоприношения Курбан-байрам – один из двух крупнейших праздников в исламе. Муфтий Духовного управления мусульман Крыма Айдер Рустемов рассказал QHA media о сути и традициях праздника, а также о том, как он будет отмечаться в Киеве.

«Курбан-байрам символизирует завершение великого обряда – хаджа. По лунному календарю это десятый день зу-ль-хиджа – стояния на Арафате. Исторически Курбан-Байрам связан с историей праотца всех пророков Ибрагима (в Библии — Авраама). В Коране говорится: Всевышний ниспослал ему сон, а сон любого пророка был откровением, о том, что он во сне приносит в жертву своего сына Исмаила, который также был пророком, и он также является праотцом пророка Мухаммеда.

Когда пророк Ибрагим советовался со своим сыном, как ему поступить, сын проявил стойкость и решимость, как это надлежит каждому достойному сыну своего отца. Он сказал «Отец, поступи так, как тебе велено». И вот когда Ибрагим поднес нож к шее своего сына, чтобы принести его в жертву, Всевышний послал ему двух агнцев, заменив жертвоприношение человека жертвоприношением животного, и сказал «О, Ибрагим, ты оправдал тот сон, который был ниспослан тебе. Зарежь этих двух барашков в качестве жертвы».

Праздник в общей сложности длится четыре дня: по лунному календарю десятый, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый день зу-ль-хиджа вплоть до заката солнца. В эти четыре дня человек может зарезать свое жертвенное животное».

Курбан-байрам символизирует готовность верующего человека жертвовать на пути к Всевышнему. В этом заключается глубокий смысл этого праздника, и в таком смысле наш крымскотатарский народ сейчас очень сильно нуждается, поскольку мы находимся в состоянии борьбы с оккупантом, который пришел на нашу родину.

Какие праздничные мероприятия будут проводиться в Киеве?

В воскресенье, 11 августа,  в мечети киевского представительства Духовного управления мусульман АР Крым утром состоится праздничная молитва. На праздничную молитву желательно прийти голодным, так как Пророк именно так всегда поступал. Потом будет праздничная проповедь.

Живущие в достатке мусульмане готовились к празднику жертвоприношения. У нас был объявлен централизованный забой – те, кто не может самостоятельно его осуществить в условиях городской жизни, дали деньги, и все это будет осуществляться на мясокомбинате. А потом мясо будет раздаваться бедным и нуждающимся.

Это произойдет 13 августа на общественном мероприятии, которое приурочено к Курбан-Байраму и будет проводиться в Киеве в парке ВДНХ с 13-00 до 20-00 (Национальный комплекс «Экспоцентр Украины» — ред.).  Те же, кто сами договорились с фермерами, с хозяйствами, сразу после праздничного намаза выедут, чтобы совершить этот обряд: зарезать свое жертвенное животное, а потом раздать часть близким, знакомым, друзьям, родственникам, часть оставить своей семье.

Кроме того, 13-го августа на ВДНХ мы будем проводить праздничное мероприятие в первую очередь для детей, а в целом для семей. Там будут ярмарка, детские аттракционы, командные игры, различные конкурсы, например, перетягивание каната, лотерея, творческие выступления.

В чем отличие празднования в Крыму и на «материке»?

Все отличается – вкус воды, вкус мяса, обстановка.

Когда ты на родной земле, то… все отличается, понимаете, абсолютно все отличается. Чужбина – это чужбина. Хотя Украина — это наша страна, потому что Крым — это часть Украины. Но есть родные места, где вы родились. Родное село никогда не заменит для вас тот город, в котором вы работаете. Родное есть родное. Вот в этом смысле большое отличие. Все отличается – вкус воды, вкус мяса, обстановка. Мы надеемся, что сможем вернуться в Крым, и делаем все возможное и зависящее от нас.

Насколько большая мусульманская община в Киеве, в частности крымскотатарская?

К сожалению, никто такую статистику не ведет, но визуально видно, что количество мусульман растет, количество крымских татар, которые приезжают сейчас в Киев из Крыма растет. И я этому не радуюсь, а наоборот, сожалею – поскольку репрессивная машина там работает, люди вынуждены покидать свою родину и пытаться начать жизнь на материке заново.

Мы когда открывали в Киеве представительство (после аннексии – ред.), у нас половина молитвенного зала заполнялась во время молитвы. Сейчас у нас помимо того, что уже два молитвенных зала заполняется, женский и мужской, которые в совокупности вмещают 400 человек с лишним, то уже и лестничные проходы забиты и на первом этаже мы вынуждены стелить коврики для молитвы, потому что не хватает мест. А на праздничную молитву, помимо того, что забиты и залы, и лестничные пролеты, и на первом этаже коврики стелятся, мы еще стелем коврики на улице.

В целом в Киеве и в Киевской области, я думаю, будет где-то порядка 15 тысяч только крымских татар. А мусульман в совокупности, учитывая азербайджанцев, студентов-арабов и представителей других национальностей будет намного-намного больше.

Как вы оцениваете уровень религиозной терпимости, насколько комфортно мусульманская община чувствует себя в столице и на «материке» в целом?

Здесь нам очень комфортно, это все подчеркивают: как только выехал из Крыма, с оккупированной территории и дышится даже по-другому. Мы можем спокойно совершать тот же намаз, хотя для этого нет условий, в укромном месте в торговом центре, на заправке. Мусульмане могут молиться в Киеве – просто встать на газончике и помолиться, и никто никаких проблем не испытывает. Обстановка в Киеве в этом плане абсолютно нормальная, никто не видит в этом помехи. Хотя в Европе специально помещения (для молитвы) предусматривают в офисах, в торговых центрах. У нас такого пока нигде нет.