ПО ПОЛОЧКАМ

Короткий метр по-крымскотатарски. Шесть историй от молодых режиссеров

04 апреля 2019, 18:00
Закрыть

Наджие Феми
для QHA media

Вот уже несколько лет я слежу за якутским кинематографом.

Нет, это не опечатка. О феномене якутского кино говорят и пишут немало. Исследователи с удивлением отмечают: носители северной тюркской культуры сумели создать жизнеспособный и самобытный национальный кинематограф. Его особенность – ориентированность на своих. Язык фильмов — якутский, по формату все больше малобюджетные короткометражки. Сюжеты сценариев целомудренны, много быта, нередки обращения к народной мифологии и традиционным верованиям. Насилие в кадре встречается, но его мало. Это можно назвать «внутренним разговором», своих со своими.

Самое интересное, что даже при обилии голливудских фильмов и российского кино якуты смотрят свои фильмы и, что называется, голосуют за них рублем. И это одна из трех главных составляющих северного киноявления. Помимо отклика благодарной аудитории нужны еще национальные кадры с горящими глазами. И, если не содействие, то хотя бы доброжелательный нейтралитет со стороны местных властей.

День молодого крымскотатарского кино


Года полтора назад во время записи интервью с молодым режиссером Ахмеди-Эрнесом Сарыхалилом мы размечтались о кинофестивале в Крыму. С показами под открытым ночным небом на огромном экране где-нибудь в прекрасном историческом месте, например, в Бахчисарае. Массовое производство малобюджетных картин крымскотатарских режиссеров могло бы создать целую инфраструктуру: кто-то должен будет писать тексты, кто-то играть роли, снимать, монтировать, шить костюмы, создавать площадки и искать бюджеты для съемок. При условии, если подавляющая часть фильмов будет производиться на крымскотатарском языке, подобное вовлечение органично и без назиданий создаст не искусственный, а реальный живой интерес к родному языку у самых разных социальных групп и возрастов.

28 марта в библиотеке Франко в Симферополе состоялось событие, направленное на поддержку и продвижение молодых крымскотатарских режиссеров короткометражных фильмов. Инициатором и организатором выступило Джанлы Радио – Canli Radio. Мероприятие получило название «День молодого крымскотатарского кино». В этот день состоялся показ шести некоммерческих короткометражных работ и дискуссия с авторами и участниками крымского кинопроизводства, гостями мероприятия.

Полцарства за сценарий? О чем говорили на дискуссии


Евгений Кубрак,

продакшн студия City:

Самая большая проблема крымского кино, как и любого регионального, это сценарии. Именно хороший сценарий, который цепляет, продуман, насыщен интересными деталями и есть тот толчок, с которого начинается кино. Просто купить камеру, позвать актеров, проводить съемки – этого мало. И для того, чтобы началось производство кино в Крыму, нужно начать со сценариев. Кино – это один в поле не воин. В Голливуде над кино работают большие команды вовлеченных и заинтересованных людей. Как я вижу по крымским студиям, многие начинают с камер, первое, о чем думают: «у меня есть техника, теперь я могу снимать кино». А в 2019 году можно снимать и на мобильные телефоны. И если история будет интересная, люди посмотрят.


Дилявер Алимов,

продакшн студия Pride:

Режиссер несёт в кино свои вопросы. Если режиссера волнуют вопросы идентификации, вопросы о том, кто я в этом мире, то он пытается их и в кино принести. За хорошим фильмом стоит «сбитая» история и четкое понимание того, что надо делать технически. Сегодня кино можно снимать и с малым бюджетом.


Набат Гасанова,

молодая режиссерка:

Во время работы на ATR в Крыму мы создавали документальные фильмы. И каждая история, особенно, что касается депортации, это классные и глубокие истории для художественного кино.  Даже в основе сюжета «Хайтармы» – личная трагедия, через которую показывается судьба народа. Наша проблема в том, что мы пытаемся снимать документальное кино, которое не смотрят. Если каждый из пишущих крымских татар сегодня возьмется адаптировать и переделывать документальное кино в художественное, то это гораздо актуальнее, чем просто показывать «говорящие головы». Наболевшая проблема Крыма – у нас мало горящих людей. Я в Крыму пыталась снять четыре коротких метра за последние полтора года, и сейчас я ищу для них финансирование за пределами полуострова. Очень сложно в Крыму собрать команду: оператору предложили работу повыгоднее, произошла смена камеры и все распадается.


Эмир-Амет Умеров,

ассистент оператора:

Многие режиссеры сами пишут сценарии, при этом забывая о мелких деталях, которые при съемке потом влияют на весь процесс. Во время работы над фильмом “Tañ qızarğanda” – “На рассвете” мы намучались с поиском локации – по сюжету действие происходит в 19-м веке. Важно было найти такие локации и ракурсы, в которые бы не попадали современные объекты, предметы и инфраструктура.


СПРАВКА:

Крымскотатарское полнометражное кино:
«Алим – крымский разбойник» (1926)
Режиссер – Георгий Тасин
Автор сценария – Умер Ипчи, в главных ролях – Хайри Эмир-заде, Асие Эмир-заде

Современный период:
«Хайтарма» (2013)
Режиссер – Ахтем Сейтаблаев

«Хыдыр-деде» (2018)
Режиссер – Длявер Дваджиев

ДЕНЬ МОЛОДОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО КИНО-2019


Режиссеры и фильмы

Джемиль Альхаов


Родился в Симферополе, 28 лет. С 2013 года проживает в Киеве. По первому образованию – инженер-строитель, работал оператором на телеканале ATR. В 2013 году поступил в Киев на факультет режиссуры телевидения. После окончания университета работал на телеканале и производстве 100-серийного сериала. В апреле 2017 года открыл собственный видеопродакшн «Sahal prod», на данный момент в штате работает 14 человек. Специализируется на диджитал роликах, съемках мероприятий и создании анимации.

Фильм “Минарет” был снят на 2-ом курсе в 2014 году. Главные роли в фильме сыграли дети. Действие разворачивается на территории старинной мечети Кебир-джами в Симферополе.


Рустем Муратов


Родился в Крыму в 1992 году. В 2018 году закончил факультет режиссуры и телевидения университета им. Карпенко-Карого. Работает в продакшн студиях и на телеканалах.

Фильм “Баба” – «Отец».  Идея фильма была придумана в вагоне метро — за 10 минут родился сюжет, образы героев. Иногда в череде недовольств друг другом люди забывают о причине самого конфликта. Автор предлагает пересмотреть моменты своей жизни, представить на минуту как будут относиться к ним в будущем.


Ахмеди-Эрнес Сарыхалил


Родился в Узбекистане в 1983 году, спустя шесть лет семья вернулась в Крым. Выпускник СевНТУ. С 2007 по 2010 год работал на телеканале ATR видеооператором, режиссером монтажа. С 2008 по 2012 — актер театра студии “Мы” в Симферополе. В 2018 году закончил факультет режиссуры и телевидения университета им. Карпенко-Карого.  За последние два года короткометражные фильмы режиссера стали участниками более десяти международных фестивалей, где получали призовые места. Фильм “Мыхлар” победил в номинации Лучший фильм на Westminster Film Festival в Лондоне.

Фильм “Mihlar” — “Гвозди”. Перевезти старые гвозди из разрушенного дома. Эту задачу взвалил на себя десятилетний мальчик, который, как и его отец, хочет строить новую жизнь.


Нариман Алиев


Родился в 1992 году в Крыму, в селе Петровка Красногвардейского района. В 2014 году закончил магистратуру университета им. Карпенко-Карого, по специальности режиссер телевидения. Член Украинской киноакадемии. Под брендом собственной студии “Ave Production” снял три короткометражные работы, объединенные в кинотрилогию “Крымские Истории”, в которую вошли фильмы: “Вернуться с Рассветом” (2013), “Тебя Люблю” (2014), “Без Тебя” (2016). Каждая из работ принимала участие на самых больших национальных и международных кинофестивалях, таких как: Berlinale — Berlin International Film Festival, Palm Springs ShortFest, Vancouver Film Festival, Moscow International Film Festival.


Фильм “Sensiz” — “Без тебя”. По пути на день рождения старшего брата у молодых людей ломается машина. Близится закат, а значит, все меньше шансов найти помощь в этом Богом забытом месте. Братья решают пройти остаток дороги пешком.


Набат Гасанова


Родилась в 1994 году в Крыму. В 15 лет сняла свой первый короткий метр «Просто отпусти». С этим фильмом она посетила около десяти различных кинофестивалей и получила призовые места. Окончила Харьковскую государственную Академию культуры по направлению «Режиссер кино и телевидения». Победила в фестивале Solidarity short International film contest в Польше. Закончила курсы продюсирования кино в Германии.

Фильм “Маленький человек”.  Азад Мамедович, хромой мужчина в возрасте, постоянно сталкивается с неуважительным отношением к себе со стороны своей семьи и окружающих. Причина тому — его инвалидность. Он работает судебным приставом. Работа очень расстраивает Азада, но у него нет выхода. Однажды герой оказывается в ситуации перед непростым выбором: работа или человечность.


Эдие Катаман


Родилась в 1996 году в Крыму. С 2007 года сотрудничала с детской редакцией радио Meydan, телеканалов ATR и LALE. В 2013 году отправилась изучать кино в Анкару (Турция). Стажировалась на съёмочных площадках телесериалов в Турции и Украине. В 2016 году по стипендиальной программе сняла документальный фильм в Нидерландах. Фильм об Алиме Айдамаке – дипломная работа, благодаря которой Эдие была признана лучшим выпускником факультета кино университета Başkent 2018 года.

Фильм  “Tañ qızarğanda” – “На рассвете”. Сюжет фильма основан на воспоминаниях крымскотатарского народного героя Алима Айдамака. С помощью этого приема автор знакомит с героем, жизненными ситуациями, его окружением, пейзажами Крыма и культурой крымскотатарского народа середины 19-го века. Большая часть героев и их сюжетные линии созданы на основе рассказов  и легенд о славном разбойнике Алиме.


Впечатления гостей «Дня молодого крымскотатарского кино»:

Севиль Алединова,

журналист

Среди молодых режиссеров — все знакомые ребята, в прошлом многие операторы и режиссеры ТВ. Благодаря профессиональному образованию они научились снимать фильмы. Очень важно, чтобы в этих фильмах можно было бы увидеть наш быт, традиции,  менталитет, а главное — наш родной крымскотатарский язык. Фильм Эдие Катаман «На рассвете» как раз яркое тому подтверждение. Фильм очень заинтересовал. Кино должно быть для души. Иначе не имеет смысла его снимать. На таких мероприятиях можно посмотреть сразу несколько фильмов и сделать выводы: в каком направлении и как  двигаться дальше.


Рустем Меметов,

певец

Человеком движет идея. Во всех этих фильмах я увидел идеи, связанные с историей нашего народа. Молодцы! Верю, что в будущем работы наших режиссеров будут наполнены смыслом и воспитывать своего зрителя. Всем желаю успехов!


Рефат Сеитаблаев,

актер, автор сценария

Я в театре уже 30 лет, у меня режиссерское образование. Но часто нет возможности поставить то, что хочется. Я начал писать сам, чтобы творчески выразиться. У нас в Крыму шикарная, божественная природа. На мой взгляд, 70 процентов успеха фильма – правильно запечатлеть эту красоту.


Сеяре Кокче,

поэтесса

Мероприятие, которое я для себя определила как «событие нескольких последних лет в Крыму». Молодое крымскотатарское кино (хочется фразу повторять снова и снова) не просто есть, оно талантливо, самобытно, атмосферно, классно. Наши молодые, замечательные режиссёры, вижу впереди покоренные вами вершины.

Смотреть еще: