ПО ПОЛОЧКАМ

Как Крым поможет России усилить экспансию в Арктике. Отнятый у Украины «Залив» может получить контракт на строительство дока для российских атомоходов

08 августа 2019, 20:00
Фото: ruspekh.ru
Закрыть
Тетяна ІваневичQHA media

Судостроительный завод «Залив» в оккупированной Керчи поневоле может сыграть важную роль в усилении экспансии России в Арктике. 

Трофейный завод с большой долей вероятности получит заказ на строительство плавучего дока для атомных ледоколов нового поколения, а также, правда с меньшей долей вероятности, —  заказ на строительство двух современных ледоколов для РФ.

По информации российских СМИ, предприятие «Атомфлот», входящее в «Росатом», может объявить конкурс по отбору подрядчика уже в августе. 

Россия стремится загрузить верфи Крыма заказами, поскольку санкции за аннексию Крыма не позволяют размещать там контракты иностранным заказчикам. В первую очередь крымские судостроительные заводы выполняют контракты для российского ВМФ, поскольку военные корабли санкций не боятся. 

При этом следует помнить, что не далее как в июле 2018 года Евросоюз ввел санкции в том числе и против «Залива», в связи со строительством Керченского моста, а также против российской компании, контролирующей предприятие.


Долгое «плавание» плавучего дока


История со строительством плавучего дока для атомных ледоколов тянется где-то с 2012 года, когда в России началось производство ледокола нового поколения.

Ледокол нового поколения проекта 22220 (ЛК-60Я)

Этот ледокол шире, чем ледоколы прежних поколений примерно на 3-5 метров: максимальная ширина корпуса составляет 33 метра против 30 метров у атомоходов класса «Арктика». Такая особенность позволит проводить по трассам Северного морского пути более крупные танкеры и преодолевать льды толщиной практически в три метра. Кроме того, ледоколы могут менять осадку, и двухосадочная конструкция судов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

На сегодня АО «Балтийский завод» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») ведет строительство трех атомных ледоколов проекта 22 220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Головной ледокол «Арктика» планируют передать «Росатому» в конце 2019 года, «Сибирь» — в ноябре 2020 года, «Урал» — в ноябре 2021 года. Помимо этого, планируется строительство еще двух ледоколов.

Новым ледоколам потребуется соответствующее обслуживание и оборудование. В том числе – новый плавучий док с большими размерами и грузоподъемностью.

В 2017 году, после модернизации керченского завода «Залив» (а Россия влила в него к тому времени 2,5 млрд рублей) заговорили о том, что именно это предприятие может заняться строительством плавучего дока для ремонта новых атомных ледоколов. 

Впрочем, «Атомфлот» вел переговоры и с российскими предприятиями — Балтийским заводом, дальневосточной «Звездой». Предполагалось, что контракт могут получить верфи Китая, Германии и Хорватии. Однако, к примеру, с Балтзаводом у заказчика возникли разногласия по цене. А что касается размещения заказа в Китае, в Гуанчжоу, то тут встал вопрос сложной и дорогостоящей логистики – построенный док должен быть переправлен в Мурманск, где находится база «Атомфлота», а из Китая это путь далек, сложен и дорог. Что касается европейских верфей, то их обсуждение постепенно затихло – вероятно, какую-то роль сыграли и антироссийские санкции.

Активизировать решение вопроса с поиском строителя дока россиян вынудила прошлогодняя авария, во время которой в Мурманске затонул один из крупнейших не только в России, но и в мире плавучий док ПД-50. Некоторое время именно он рассматривался как возможный док для обслуживания новых атомных ледоколов.

В момент аварии из дока выходил ремонтировавшийся в нем авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — дымящий «герой» многочисленных шуток и фотожаб в соцсетях. Крейсер не слишком пострадал в результате инцидента, получив разве что пятиметровую пробоину в палубе после падения на нее одного из башенных кранов. А вот поднять со дна моря затонувший док – огромный плавучий комплекс длиной 330 м и шириной 67 м, судя по всему, является нереальной задачей. В российских СМИ писали, что такой подъем излишне дорог, практически невыполним и от него, скорее всего, откажутся.

Плавучий док (ПД-50)

ПД-50 — один из крупнейших плавучих доков в мире. Построен в 1980 году в Швеции на верфи Gotaverken Arendal по заказу ВМФ СССР. Длина 330 м, ширина 67 м, грузоподъемность 80 тыс. т. Предназначен для ремонта крупных надводных кораблей и подводных лодок. В частности, в него был помещен корпус АПЛ «Курск» после ее подъёма со дна Баренцева моря. Затонул в октябре 2018 года в Мурманске.


Контракт на док «зальют» в «Залив»?


Таким образом, российским атомным корабелам пришлось вернуться к идее оперативного строительства нового плавучего дока. На него собираются направить около 8,5 млрд рублей.

Напомним, что дата сдачи дока должна быть увязана с окончанием строительства ледоколов, то есть завершиться до 2022 года. Таким образом конкурс, судя по всему, будет объявлен уже в нынешнем году – откладывать дальше просто некуда.

По информации российского «Коммерсанта», основным претендентом на получение заказа в отрасли считают «Залив». В ответе на запрос издания завод сообщил, что производственный и технический потенциал завода «позволяет предприятию позиционировать себя как исполнителя заказа любой сложности».

«Залив» также упоминался в списке возможных претендентов на строительство четвертого и пятого ледоколов ЛК-60, но опыт по их строительству Балтзавода дает ему гораздо больше шансов получить этот заказ. В то же время источники «Коммерсанта» отмечают, что в сложившейся ситуации строительство дока может быть для «Залива» хорошим заказом в условиях падающей загрузки. Один из собеседников “Коммерсанта” полагает, что доставка дока из Крыма в Мурманск не должна составить дополнительной сложности и увеличить затраты: его можно перевезти по частям на судне или с помощью буксира.

Глава российской «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также считает, что «Залив» выглядит наиболее вероятным исполнителем заказа по строительству дока. 

«У «Звезды» и Балтзавода (в случае получения заказа на четвертый и пятый ЛК-60) производственная программа будет сформирована, и контракт на строительство дока может негативно сказаться на сроках выполнения более крупных и маржинальных заказов»,— говорит он.

Российский эксперт добавляет, что вопрос загрузки верфей Крыма стоит очень остро, а строительство дока — это идеальный с точки зрения масштабов, технологических требований и санкционных рисков проект. 

Действительно ли «Залив» получит и сможет выполнить атомный заказ, пока сказать сложно.

Завод “Залив”, принадлежащий украинским акционерам, захвачен «Зеленодольским судостроительным заводом», который недавно за это попал под санкции США, отмечает в разговоре с QHA media  глава наблюдательного совета фонда «Майдан закордонних справ» Андрей Клименко.

Он отмечает, что практически с первых лет аннексии предприятие выполняет исключительно российские заказы по строительству и ремонту малых кораблей преимущественно для ВМФ России. 

Русские судостроители совершенно четко понимают риски (производства кораблей на оккупированной территории — ред.), ведь сертификат происхождения никуда не спрячешь. Вот поэтому в Крыму и не строят гражданских кораблей. А военные корабли санкций не боятся, их никто не имеет права задерживать, — поясняет Клименко специфику производства на трофейных крымских заводах.

В 2017 году в сети разместили фото стапелей «Залива», где для ВМФ России были заложены кабельные суда «Волга» и «Вятка», а также патрульные корабли «Павел Державин» и «Сергей Котов».

Фото: livejournal.com

Фото: livejournal.com

«Всего к настоящему времени на заводе «Залив» в постройке находятся минимум 16 кораблей и судов для военных и гражданских заказчиков, что представляет беспрецедентно высокий уровень загрузки предприятия по сравнению с «украинскими» временами», — писал автор блога российского Центра анализа стратегий и технологий о ситуации летом 2017 года.

Фото: livejournal.com

Летом прошлого года «глава» Крыма Сергей Аксенов заявлял, что на предприятии строят девять судов, сдача которых запланирована в 2018 и 2019 году.

Впрочем, по данным Мониторинговой группы “Майдана закордонных справ”, кораблей строится больше. 

На 1 июня 2018 года на заводе «Залив» из пакета заказов «Зеленодольского завода» за средства государственного оборонного заказа РФ для ЧФ России строили 13 кораблей, а еще по двум были заключены контракты.

Получить информацию о нынешней загрузке завода на его сайте не удалось – новостная лента изобилует социально-патриотической информацией о различных праздничных мероприятиях.

Только в новостях за февраль с.г. читаем, что в начале года было спущено на воду судно проекта А163 предназначенное для проведения поисково-спасательных операций, а также борьбы с загрязнениями акватории, в т.ч. с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов и тушения горящего на воде топлива.

А уже в июле «глава администрации» Керчи Сергей Бороздин встречаясь с кораблестроителями заявил, что завод обеспечен загрузкой минимум на три года вперед. При этом он анонсировал, что в текущем году будут сданы «два первых объекта целиком, построенных по полному циклу». Бороздин не уточнил, о каких кораблях идет речь, но видимо, речь шла о двух морских танкерах проекта 23131 водоизмещением 18 тысяч тонн, заложенных 26 декабря 2014 года. Сначала их сдача планировалась на 2017, а потом была перенесена на 2018-2019 годы.  

Такие победные реляции несколько контрастируют с приведенным выше мнением российского эксперта о серьезной недозагруженности крымских верфей. Впрочем, когда речь идет о ремонте или производстве судов для российского военного флота,  никакой недозагруженности не наблюдается.

К слову, есть на заводе и проблемы, которые могут повлиять на качество выполнения заказов. К примеру, генеральный директор предприятия Игорь Обрубов заявил о серьезном дефиците трудовых кадров. На сегодняшний день заводу требуется от 700 до 1000 человек на разные специальности. Это довольно серьезное количество, учитывая, что в 2016 году на заводе работало 1600 рабочих, а к 2017 их численность планировали довести до 3 тысяч. Вполне возможной может стать ситуация, что масштабный заказ просто некому будет выполнять в срок. 

Возвращаясь к вопросу получения контракта на строительство плавучего дока для ледоколов, стоит отметить, что завод “Залив” уже фактически принимает участие в российской арктической программе, причем программе не мирной направленности. Как видим из информации Мониторинговой группы, минимум два корабля для работы в Арктике сейчас строятся на стапелях “Залива”. Это военные кабельные суда проекта 15310 арктического класса «Волга» и «Вятка», назначение которых —  прослушивание или повреждение международных подводных кабелей связи в арктических водах. В этом контексте нельзя не вспомнить российскую атомную подводную лодку  АС-12 «Лошарик», затонувшую 1 июля в Баренцевом море. Лодка, по мнению экспертов Пентагона, —  ни что иное, как диверсионный аппарат для установки различных устройств, что предназначены для разрушения различной подводной инфраструктуры, и в первую очередь кабелей связи. И в случае глобального конфликта АС-12 может серьёзно подорвать работу интернета, уничтожив магистральные кабели связи между материками. Как видим, корабли с аналогичными задачами Россия теперь строит в оккупированном Крыму.


Азово-Черноморская эскалация продолжится в… Арктике


Ситуация на «Заливе» и других крымских верфях, где активно ремонтируются и строятся военные корабли РФ, показывает, что для военных заказов российская власть всегда находит средства, ресурсы и возможности реализации. И трофейные предприятия – не исключение.

А освоение Арктики и доминирование в том регионе для России, судя по всему, является стратегической целью с военной подкладкой, ресурсы для реализации которой всегда найдутся. Причем прицел противостояния – США, а в союзники себе РФ пытается привлечь Китай.

События последнего года показали, что зачатки противостояния уже заложены, Россия планирует вести себя в северных морях так же, как в Азовском и Черном море – используя свое географическое и техническое преимущество для блокирования прохождения кораблей.

Впрочем, у США насчет этого другое мнение. В январе 2019 года командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил, что США не допустят, чтобы Россия полностью контролировала Северный морской путь и имела преимущество в Арктике. По его словам, корабли России «мысленно» считают Арктику своей территорией, тогда как регион вправе использовать все страны Арктического совета. Кроме того, Фогго выступил и против усиления действий в Арктике со стороны Китая, а русско-китайский союз, по его мнению, является слабым из-за несоответствия целей, преследуемых странами. Адмирал подчеркнул, что Соединенные Штаты также заинтересованы в использовании «Северного морского пути», поскольку их корабли слишком большие для хождения по столь мелким водам.

Стоит отметить — действительно, арктические воды, несмотря ни на какое глобальное потепление, являются проходимыми только по Северному морскому пути.

В марте Россия нанесла удар то ли в ответ то ли на опережение.

Правительство России разработало новые правила прохода по Северному морскому пути для военных кораблей иностранных государств. По новым правилам, каждый проход такого корабля вдоль арктического побережья России должен быть согласован с российской властью.

Сообщать Москве о намерении пройти по Северному морскому пути иностранным государствам придется за 45 суток — в обязательном порядке. Кроме того, на борту любого военного корабля должен будет присутствовать российский лоцман.

Если кто-то попытается пройти по Российской Арктике без официального разрешения, то могут быть применены чрезвычайные меры: арест или даже «уничтожение судна-нарушителя», писали российские СМИ.

И тут в северных разборках всплыл… Крым.

Причем параллели между Крымом и Арктикой провел российский президент. На встрече с Путиным в Санкт-Петербурге на форуме, посвященном Арктике, президент Финляндии Саули Ниинистьо заявил Владимиру Путину, что Россия сама виновата в санкциях, которые против нее ввели после аннексии Крыма.

Путин ответил, что «форум посвящен Арктике» и подчеркнул, что не хотел бы, чтобы из-за «не принятых вовремя мер или преступной бездеятельности Арктика превратилась в нечто похожее на Крым, а Крым — в пустыню».

А теперь вспомним, что именно для освоения Северного морского пути Россия строит и новые более мощные атомные ледоколы, и тот же док для их обслуживания, строительство которого может перепасть керченскому предприятию.

Более того, на днях появилась информация, что Северный флот может получить статус отдельной военно-административной единицы России.

В Минобороны РФ считают, что это позволит флоту улучшить решение задач в области обороны, в том числе, на Арктическом стратегическом направлении.