«Крымское ханство было демократическим образованием того времени» — глава правления Благотворительной организации «Фонд культурного наследия» Сеит-Ягъя Казаков | QHA media
Ексклюзив

«Крымское ханство было демократическим образованием того времени» — глава правления Благотворительной организации «Фонд культурного наследия» Сеит-Ягъя Казаков

15 Травня 2020, 19:50
Закрити
Асіф АлієвQHA media

Крымское ханство — государство крымских татар, просуществовавшее более 300 лет и сыгравшее большую роль как в истории Украины, так и всего Причерноморья и Восточной Европы. Существование ханства на протяжении всей его истории отразилось на жизни людей, оказало развитие на культуру и зодчество.

О том, какой исторический отпечаток оставило Крымское ханство, рассказал в эксклюзивном интервью QHA media крымскотатарский общественный деятель, исследователь национальной истории и культуры, глава правления Благотворительной организации «Фонд культурного наследия» Сеит-Ягъя Казаков.

Сеит-Ягъя ага, на днях стало известно об открытии сайта Devletsaray.org, который рассказывает о культуре, архитектуре и истории крымских татар. Вы – один из соавторов создания ресурса, как будете его популяризировать, завлекать людей посещать сайт?

Сайт был создан при помощи фонда «Астем» и Благотворительной организации «Фонд культурного наследия» для популяризации нашей культуры и истории. Этот сайт под названием Devletsaray Museum будет площадкой для сбора материалов об истории и культуре крымских татар, где каждая творческая личность – историк, художник, музыкант – сможет популяризировать свое творчество для иностранного читателя.

То есть что-то на подобии Википедии, когда создавать и редактировать статьи на сайте может любой пользователь?

Нет, все будет проходить через администрацию ресурса. Нам не хотелось бы уподобляться Википедии, потому что очень много противоречий. У нас есть электронная почта – seyit@devletsaray.org, и все желающие могут туда отправлять свои работы, предложения. Но обязательное требование — это фотография, резюме, биография авторов для того, чтобы опубликовать работу. Сейчас мы запустили сайт в тестовом режиме и занимаемся его контентом, а также проверкой всех технических возможностей. Пока наши материалы публикуются на английском языке.

Но ведь будет и на крымскотатарском и других языках?

Мы работаем над этим. Но нам сейчас важно представить нашу историю и культуры для иностранного читателя.

Почему название у сайта Девлет-Сарай?

Потому что это первая резиденция крымских ханов. Дворец Девлет-Сарай располагался в первой столице Крымского ханства в Салачике. Салачик — это предместье Бахчисарая. Эту резиденцию хана описал еще в 1502 году польский посол Мартин Браневский, а спустя 90 лет – турецкий путешественник Эвлия Челеби. Кстати, их сведения очень сходятся друг с другом. Между тем, до 1687 года не было никакого визуального подтверждения сооружения, пока она не была показана на одной немецкой гравюре и подписана как «татарская резиденция». Что интересно, это здание не соответствовало восточной и даже черноморской архитектуре, что не могло не удивлять. Вскоре в разных исторических сведениях было обнаружено, что в Крыму побывали итальянские зодчие того времени, и они в стиле итальянского палаццо (итальянский городской дворец-особняк – прим. ред.) построили этот дворец для хана.

«Татарская резиденция» – гравюра из книги Cyanea oder die am Bosphoro Thrancico,
ligende hohe Stein-Klippen ( Augsburg, 1687)

Среди них был архитектор Алоизио. Его в советской историографии называли Алевиз. Алоизио построил Девлет-Сарай в стиле, как я уже сказал, итальянского палаццо. Он точно повторяет Дворец дожей, что на площади святого Марка в Венеции.

Девлет-Сарай — это точная маленькая копия этого дворца: небольшой дворец с внутренним двориком, длинными галереями арок при входе и узкими окнами в крепких стенах. Во дворце ханов в Бахчисарае до сих пор сохранилось архитектурное сооружение, известное как портал Алевиза. Это портал железных дверей, перенесенный в Бахчисарайский Ханский дворец из дворца Девлет-Сарай.

Портал «Железных ворот» перенесенный в Бахчисарайский Ханский дворец из дворца Девлет-Сарай

А какова была жизнь в самом дворце?

Крымское ханство было демократическим образованием того времени. При хане во дворце существовал Диван — орган, где заседали представители самых основных крымских родов Крыма, которые вместе принимали государственные решения. Поэтому система правления в крымском ханстве была очень демократическая. Хан очень зависел от постановлений Дивана. Эти роды предоставляли войско на службу хану, благодаря которым у хана было огромное войско. Беи (военный и административный титул у тюркских народов – прим. ред.) больших родов могли влиять на внутреннею политику, хотя внешняя оставалась за ханом.

А ханская династия Гераев была в таком случае первой среди равных?

Надо сказать, что Гераи – это прямые потомки чингизидов (род Чингисхана). И именно это давало им привилегию на управление страной. Когда Золотая Орда стала распадаться, естественно, крымский улус отделился, и им пришлось руководить не только Крымом, но и теми землями, что сейчас приставляют Южную Украину. В конце XIV века золотоордынский хан Тохтамыш боролся со своими родственниками за власть и в тот момент не смог осилить их, после чего ему со своим войском пришлось из Крыма бежать в Литву. Его войско охраняло границы литовского княжества. Литовский князь благоволил хану. Князь Витовт в союзе с Тохтамышем участвовали в войнах с Тевтонским орденом, который боролся с государствами Восточной Европы.

Сын Тохтамыша Джелал ад-Дин продолжал служить Витовту, и там же в Лидском замке родился будущий правитель Крыма, первый крымскотатарский хан Хаджи Герай. Он родился, вырос, получил образование там. Только потом он стал участвовать в борьбе за престол и стал первым крымским ханом, основателем крымского государства, которое 300 лет имело очень большое влияние в странах Восточной Европы. Очень интересно происхождение фамилии Герай, на эту тему есть много различных суждений и интерпретаций. С того момента, как я стал посещать Литву, меня очень заинтересовало одно слово литовское – «герай». Оно означает «согласие», «хорошо». Мне очень даже интересно, имеет ли это слово отношение к характеру Хаджи Герая?

Сеит-Ягъя ага, в жизни Крымского ханства немалую роль играли взаимоотношения с Османской империей. Историки называют их вассальными, так ли это было на самом деле?

С Османской империей согласовывали назначение на крымскотатарский престол. Однако крымское ханство имело большую свободу в международных отношениях. По тем правилам, которые были между османским султаном и крымским ханом, Крымское ханство во все военные походы должно было предоставлять определенное количество воинов, войск, провизии. В то время Крым входил в халифат (мусульманское государство), верховным халифом (главой халифата) был османский султан, а все мусульмане обязаны подчиняться халифу. Кроме того между ханским домом и Османской империей были тесные родственные, династические связи. Например, султан Сулейман — это сын Аише Хафсе, которая была дочерью крымского хана. То есть такой полной зависимости Крымского ханства от Османского государства не было.

А как развивалась культурная жизнь ханства?

Что касается культуры, то нельзя не упомянуть крымскотатарскую поэзию и ее самого известного представителя – поэта Ашик Умера. Его знает весь тюркский мир. Он родился в Евпатории и отсюда начал свое путешествие по восточным странам, создавая свои произведения с помощью музыки и слова. В истории были ханы, которые также были знаменитыми поэтами, которых знали в тюркском мире. В Крыму развивалась музыка, ханы приглашали в Крым многих поэтов и музыкантов в свой дворец. Украинский ученый Михаил Якубович сообщает, что в Крыму родились и выросли очень много улемов (ученые, знатоки мусульманской религии – прим. ред.), которые в то же время были философами. Многие из них работали в крымских медресе (духовные учебные заведения в мусульманских странах – прим. ред.). Работая в различных университетах мира, Якубович написал книгу, которая называется «Философська думка Кримського ханства». Там рассказывается обо всех этих ученых.

Интересно узнать о жизни обычных людей в Крымском ханстве, отношениях между людьми различных религий, национальностей…

Все, кто был в Крыму в то время – в XV, XVI, XVII веках, то есть до аннексии Российской империей – описывают Крым как благодатный Рай. Все рассказы, книги путешественников о Крыме постоянно сопровождаются восхищениями: ремеслами, храмами, причем как мусульманскими, так и христианскими, природой Крыма, правителями. В то время люди жили тут счастливо и в достатке. Если говорить о межконфессиональных отношениях в Крымском ханстве, то надо упомянуть, что крымский хан по христианским праздникам давал большинству церквей подарки и денежное вознаграждение.

Я скажу даже больше: когда в Греции, в Западной Европе начались притеснения иконоборцев, эти люди нашли убежище в Крыму. Тут они открыли свои монастыри, и их никто не угнетал. Благоприятные отношения складывались с общиной караимов и крымчаков, которые исповедовали иудаизм. В Крыму, как вы знаете, очень разнообразный этногенез, сплав различных народов. Здесь проживали и готы, и аланы, и хазары, и многие другие народы. Эти люди, приняв Ислам, влились в крымскотатарскую культуру и приняли нашу национальную идентичность.

Дивитись ще: