Время соблюдения Поста. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» | QHA media

Время соблюдения Поста. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы»

27 Квітня 2020, 10:00
Закрити

QHA media продолжает публикацию глав из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» — краткое руководство о Правилах соблюдения Поста, о видах нарушений в месяце Рамадан и о Способах Возмещения Долга

ПОСТ (САУМ; УРАЗА)

Пост представляет собой поклонение Всевышнему Аллаху в форме воздержания от пищи, воды, половых связей, и всего, что нарушает пост, в течение всего светового дня (от начала рассвета до полного захода солнца). Начало времени поста называется «Имсак», а время разговения – «Ифтар». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был очень внимателен ко времени начала и окончания поста. В книге «Дурар…» говорится: «Принятие пищи перед рассветом называется «Сахур». Временем «Сахура» является последняя шестая часть ночи». В книге «Нур-уль-Изах» Имам ашШернблали пишет: «В ясное вечернее время желательно начинать разговение (ифтар) сразу после захода Солнца». А это, по словам Имама Ибн-и Абидина, означает начало разговения до появления звезд. В комментариях к указанной выше книге «Марак-иль-Фалях», Имам аш-Шернблали поясняет: «В пасмурную погоду необходимо соблюсти предосторожность (Ихтийат) и начинать Ифтар чуть позже обычного».

В комментариях уже к этой книге Имам ат-Тахтави(2)  пишет: «Разговение лучше начать до вечерней молитвы». По мнению Имама Ибн-и Нуджайма в книге «Бахр-ур-Раык», а также по мнению Имама Ибн-и Абидина, это является лишь подтверждением того, что Ифтар надо начать до появления звезд. Вечернюю молитву так же желательно исполнять в это время. Как только выяснится, что Солнце полностью зашло за горизонт, надо вначале произнести «Аузу…Бисми-Л-лях…» и произнести мольбу (дуа): «Аллахумма йа васи-аль-магфирэти игфирли вэ ли-валидэййе вэ лиль-мумининэ йаума йакуму-ль-хисаб» – О Всевышний Аллах! Спаси в судный день от огня ада меня, моих родителей и всех верующих. После этого надо закрыть пост, поев фиников, или выпив воды, или съев оливки, или просто несколько крупинок соли, и произнести: «Зэхэббеаззамма’ вэбтэллэт-иль-урук вэ сэбэте-ль-эджр иншаАллаху тааля». – Закончен пост. Настало время для получения воды нашими жилами (венами). И если дал Аллах, ниспослана благость». Затем съесть немного еды (самую малость), и поспешить к совместной молитве в мечеть. Или исполнить Вечернюю молитву совместно у себя дома. И вот уже после Вечерней молитвы, можно спокойно садиться для полного Разговения (Ифтар). Теперь можно не спешить. Не надо заглядывать с беспокойством в окно, опасаясь появления звезд. После Ифтара рекомендуется произнести следующую мольбу: «Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва алейкя тавяккяльту ва аляа рызкикя эфтарту ва лисавми-гьадин навайту фагфир ли маа каддамту ва маа аххарту» – О, мой Аллах! Ради Тебя я постился, в Тебя уверовал и на Тебя надеюсь. Совершил я ифтар тем рызком, что Ты послал, и принял намерение завтрашним днем соблюсти пост. Прости мои прошлые и будущие грехи. Несмотря на то, что разговение желательно совершить до Вечерней молитвы, но все же из-за опасности непозволительной задержки Вечерней молитвы, желательное нужно отложить, а вначале исполнить Обязательную Молитву, и затем уже приступить к окончательному Ифтару. Таким образом, и Разговение (Ифтар) будет начато как можно раньше, и Вечерняя молитва будет исполнена до появления звезд. Это лучше хотя бы потому, что, во-первых, не будет задержки с исполнением Вечерней Молитвы, а во-вторых, будет исключена опасность преждевременного Ифтара (нарушения поста). К тому же, если в подобном случае обнаружится, что молитва была исполнена преждевременно, то сохраняется возможность вновь исполнить Вечернюю молитву в пределах отведенного времени.

(2) Имам ат-Тахтави –Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил (ум. в 1231/1815). Факих мазхаба Ханафи.