Способы наблюдения новолуния. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» | QHA media

Способы наблюдения новолуния. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы»

09 Травня 2020, 10:00
Закрити

QHA media продолжает публикацию глав из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» — краткое руководство о Правилах соблюдения Поста, о видах нарушений в месяце Рамадан и о Способах Возмещения Долга

Стремление к правильному определению начала или конца месяца Рамадана является одной из обязанностей мусульман.

Мусульманин, увидевший молодой месяц, обязан сообщить в духовное управление или объявить об этом в главной мечети, где наибольшее скопление народа. Если же по какой-либо причине чье-либо свидетельство о появлении луны не будет принято, то сам увидевший обязан действовать по своему свидетельству. То есть человек, видевший после захода Солнца молодой месяц, должен на следующий день соблюдать пост (если это начало Рамадана). В противном случае ему придется после Рамадана возмещать этот пропуск.

Но не все это могут делать, к примеру, в облачные или пасмурные дни. В такую погоду считается достаточным, если о появлении луны сообщил совершеннолетний мусульманин, слову которого можно верить (Адиль). (18)

Если же погода стоит ясная, то необходимо свидетельство надежной группы людей или хотя бы двух мусульман. В соответствии с решением местного духовного управления, условие о количестве свидетельствующих мусульман может быть изменено в большую сторону.

Следует заметить, что мусульмане, видевшие появление молодой луны, должны сообщить об этом джамаату сразу же. Так как запоздалые сообщения, типа: «Мы в такой-то вечер видели молодую луну», не принимаются.

Наблюдение луны в туманную погоду

В туманную погоду, а также если видимость небосклона ухудшена из-за дыма или пыли, то для начала или окончания поста свидетельство о появлении новой луны одного мусульманина не считается достаточным. Для принятия такого решения необходимо свидетельство как минимум двух мужчин или одного мужчины и двух женщин. Если свидетельства такого количества мусульман отсутствуют, то месяц Рамадан заканчивается тридцатью (30) днями.

При определении дня праздника Курбан (Ид аль-Адха) действуют в соответствии с теми же условиями, что и при определении праздника Ураза (Ид аль-Фитр).

На 29-ый день месяца Зи-ль-Ка’да, накануне праздника Жертвоприношения (Ид аль-Адха), начинается исследование (поиск) небосклона с целью обнаружения молодой луны. И здесь так же необходимо свидетельство как минимум двух мужчин или одного мужчины и двух женщин.

Наблюдение луны в разных местностях

По вопросу о возможности раздельного решения о начале и окончании поста при наблюдении луны в разных местностях мнения ученых Ислама расходятся. Дело в том, что основное положение по определению новой луны предполагает достаточным обнаружение ее в какой-либо одной местности. И этого факта (по мнению Имама а’зама Абу Ханифа) считается достаточным для того, чтобы все мусульмане всех регионов начинали отсчет нового месяца с этого времени, начиная и заканчивая пост одновременно. (19) 

Однако некоторые ученые мазхаба Ханафи склонялись к тому, что если между отдельными районами расстояние составляет более 24-х фарсахов, то в случае расхождений во времени появления новой луны мусульмане этих местностей могут действовать раздельно.

Но тут надо помнить, что для раздельного следования в этом положении необходимо, чтобы расстояние между населенными пунктами было не менее чем 24 фарсаха.

Если же расстояние между пунктами меньше, то появление луны в одном из пунктов является достаточным условием для всех мусульман. (20)

(18) Мусульманин может называться «Адиль», когда его действия, по мнению мусульман, в большей степени богоугодны, нежели греховны. А точнее, «Адиль» – это мусульманин, не совершающий больших грехов и избегающий малых. К примеру, несоблюдение ежедневной молитвы – большой грех. В книге «Хадика…» говорится, что не могут считаться «Адиль» и представители реформаторских течений, которые безосновательно обвиняют последователей 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. Безосновательные обвинения, опирающиеся на толкования Корана и Сунны по собственному разумению, является большим грехом. В книге «Дурр-уль-Мухтар» так же говорится: «Обвинение мусульман вследствие неверных толкований Источников является большим грехом. Их свидетельства не принимаются».

(19) Это мнение Имама а’зама Абу Ханифа и муджтахидов остальных мазхабов, кроме мазхаба Шафии. По иджтихаду ученых мазхаба Шафии считается, что если расстояние между 2-мя населенными пунктами составит более 24-х фарсахов (1 фарсах в этом мазхабе = 5040 м; 24 х 5040 = 120 км 960 м), то в случае появления новой луны во втором пункте на день раньше или позже, они могут действовать самостоятельно.

(20) По мазхабу Ханафи, 1 фарсах равен 5760 метров. В остальных 3-х мазхабах 1 фарсах равен 5040 метров. (См. гл. «Мусафир» в книге «Сборник Религиозных правил» Абу Асада аль-Ханафи).