Соответствие визуальных наблюдений луны с астрономическими расчетами. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» | QHA media

Соответствие визуальных наблюдений луны с астрономическими расчетами. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы»

10 Травня 2020, 10:00
Закрити

QHA media продолжает публикацию глав из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» — краткое руководство о Правилах соблюдения Поста, о видах нарушений в месяце Рамадан и о Способах Возмещения Долга

В последние годы обострились споры о несоответствиях между визуальными наблюдениями новолуния и астрономическими данными различных исламских и неисламских учреждений. Появляются календари, в которых по-разному указано начало месяца Рамадан. Естественно, что такое положение не прибавляет единства между единоверцами. Неоднократно случались факты раздельного начала поста и, соответственно, раздельного празднования Ид аль-Фитр. Разница в днях была от одного до трех дней! А ведь самая большая разница при наблюдении небосклона в самых отдаленных точках земного шара (к примеру, в Индонезии и Марокко) не может превышать одного дня. Стало быть, налицо – ошибочные решения.

Действительно, как тут быть? Следовать ли хадису, в котором указано начинать пост при обнаружении на небосклоне молодой луны, или, может быть, это обман зрения? Как же иначе объяснить различие в соблюдении праздника Ураза (Ид аль-Фитр) до трех дней. Может, лучше  положиться на точные расчеты специалистов? Ведь зачастую люди, «увидевшие» новую луну, не знают даже в какой стороне небосклона ее искать. Конечно же, они обманываются, когда «видят» полумесяц, принимая за него похожее скопление каких-либо веществ. Ввиду этого некоторые ученые Ислама не принимали на веру такие «свидетельства», а соглашались лишь с теми свидетельствами, которые соответствовали расчетам астрономов.

Но тогда встает другой вопрос: надо ли, исходя из создавшегося положения, следовать лишь астрономическим подсчетам? На этот вопрос нельзя ответить однозначно «Да» или «Нет».

Нельзя на этот вопрос ответить «Да», так как указание на соблюдение поста опирается не на математические расчеты, а на появление нового полумесяца. Несмотря на достаточную точность расчетов метеорологов, нельзя все-таки по ним определять начало месяца Рамадан. Так как Аллах субхана-Ху ва тааля четко определил нам время соблюдение поста от рассвета (фаджр-и садык) до захода Солнца за горизонт. Но Всевышний Аллах не ограничил начало Рамадана точным временем рождения новой луны. Напротив, Создатель (Велик Он и Славен) Предписал нам начинать отсчет месяца Рамадан с момента, когда мы увидим новую луну на небосклоне.

При таком положении, когда луна уже народилась, мы не можем начинать соблюдение поста, пока эту луну не увидим воочию. Такое же положение возникнет и в обратном случае. Если мы увидим молодую луну на небосклоне, мы обязаны будем начать свой пост, даже если это не будет соответствовать астрономическим подсчетам. Ведь вполне возможно, что в подсчеты вкралась ошибка. Ввиду вероятности ошибок в подобных положениях нельзя следовать лишь подсчетам ученых.

В то же время, неправомерным будет и однозначное утверждение следовать только тому, что мы видим на небосклоне, и не обращать внимания на астрономов. Ведь расчеты ученых простираются на многие годы и даже столетия. А цифровые данные выверены ими до сотых долей секунд и т. д. Многолетние наблюдения затмений Солнца и других событий в космосе  подтверждают их точные расчеты. Естественно, что это не означает знание учеными что-либо из Сокрытого (Гайб), а является лишь их подтверждением неизменной гармонии движений, созданных Аллахом субханаХу ва тааля. Да, заглянув в их таблицы, мы можем получить сведения о времени рождения луны на десятилетия и даже на столетия вперед. Но это не является познанием Сокрытого (Гайб). Так как «Гайб» – это то, что человек познать не может.

Сказано в Коране: «Пoиcтинe, y Aллaxa вeдeниe o чace; Oн низвoдит дoждь и знaeт, чтo в yтpoбax, нo нe знaeт дyшa, чтo oнa пpиoбpeтeт зaвтpa, и нe знaeт дyшa, в кaкoй зeмлe yмpeт. Пoиcтинe, Aллax – вeдyщий, знaющий!» (31: 34).

Таким образом, все, что человек может познать, не является «Гайбом». Все, что человек может высчитать, или даже представить себе, является созданием Всевышнего Аллаха. Человек может познать лишь то, что позволит ему Аллах субханаХу ва тааля. Милосердный Создатель не предписал нам связывать время своих поклонений с вычислениями астрономов. Но Он (Хвала Ему) также и не запретил нам пользоваться их подсчетами, так как среди видевших на небосклоне новую луну могут быть и обманщики (раскольники), и те, кто просто ошибся.

Ввиду этого несколько противоречивого положения ученые склоняются к тому, чтобы определять начало месяца Рамадан или с появлением на небосклоне новой луны, или с окончанием 30-го дня предыдущего месяца Шабаан. Наблюдение новой Луны является явным предписанием Всевышнего Аллаха. Сказано в Коране:

«Mecяц paмaдaн, в кoтopый ниcпocлaн был Kopaн в pyкoвoдcтвo для людeй и кaк paзъяcнeниe пpямoгo пyти и paзличeния, – и вoт, ктo из вac зacтaeт этoт мecяц, пycть пpoвoдит eгo в пocтy, a ктo бoлeн или в пyти, тo – чиcлo дpyгиx днeй. …» (2: 185).

Однако, повторимся, пользоваться при этом научными расчетами вовсе не запрещено, а, наоборот, – весьма желательно. Ведь пользуемся же мы очками, для того чтобы видеть лучше. Как же можно отвергать научные расчеты. И Всевышний Аллах (хвала Ему), и Его посланник (да будет милостив к нему Аллах) предписывают нам при выборе пути использовать все свои умственные способности.

Итак! При определении начала месяца Рамадан можно и нужно пользоваться научными данными ученых-астрономов. Но при этом одновременно, в соответствии с сообщениями Посланника (мир ему и благословение Аллаха), необходимо в предполагаемое время поручить надежным людям (благочестивым мусульманам) исследовать небосклон с целью обнаружения новой луны. В случае непогоды можно пользоваться данными о начале предыдущего месяца, а также использовать научные выводы.

О том, что для определения начала и конца месяца Рамадан нельзя пользоваться лишь календарями или расчетами ученых, сказано в книге «Фатава-и Хиндиййа». (21) 

Если же случилось так, что соблюдение поста (месяца Рамадан) началось по данным календаря, то из предосторожности рекомендуется после праздничных дней Рамадана поститься еще два дня с намерением восстановления (Када).

(21) «Фатава-и Хиндиййа» – Сборник фетв мазхаба Ханафи, составленный учеными Индии под руководством Шейха Низама Муину-д-Дина ан-Накшибэнди в годы правления Шаха Мухаммада Эвренкзиба (ум. в 1118/1707).