Разновидности Поста. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» | QHA media

Разновидности Поста. Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы»

28 Квітня 2020, 10:00
Закрити

QHA media продолжает публикацию глав из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» — краткое руководство о Правилах соблюдения Поста, о видах нарушений в месяце Рамадан и о Способах Возмещения Долга

1. Обязательные Посты (Фард). К ним относятся все Посты, связанные с месяцем Рамадан:

а) Пост в месяц  Рамадан.

б) Пост, пропущенный по какой-либо уважительной причине в месяц Рамадан, возмещение которого необходимо совершить после этого месяца.

в) Пост, пропущенный в месяц Рамадан преднамеренно, без уважительной причины. В таких случаях требуется Искупление (Каффара) в 60 дней за один день умышленного пропуска и плюс сам пропущенный день (т.е. всего 61 день).

2.  Посты, Близкие к Обязательному Исполнению или Восстановлению (Ваджиб):

а) Посты, заранее Намеченные. Когда мусульманин дал слово поститься в определенные дни.

б) Посты, дни которых заранее Не Намечены. Когда мусульманин намеревается поститься, к примеру, один день, три дня, или десять дней в месяц. Или хотел поститься один месяц в году.

в) Любой прерванный Дополнительный Пост, необходимо возместить, так как был нарушен после принятия намерения.

3. Пост Дополнительный (Навафиль): Все посты, которые не являются фардом или ваджибом, и которые мусульманин соблюдает по доброй воле (сунна, мустахаб, мэндуп), называются «Навафиль». К ним относятся:

а) Пост, соблюдаемый на 9-ый или 11-ый день в дополнение к посту на 10-тый день месяца Мухаррам.(3)

б) 3-х дневный Пост, соблюдаемый на 13-й, 14-й и 15-й дни каждого месяца по лунному календарю. Эти дни называются “Эййам-и бийз”, что означает «Освещенные дни». Эти сутки по ночам освещаются полной луной, и днем – ярким солнцем. В хадисе от Абу Зара аль-Гифари говорится: «Сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Если решишь поститься в месяце три дня, то постись 13-й, 14-й, и 15-й дни»(4)  В другом сообщении сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост три дня каждый месяц»(5)

в) Пост, соблюдаемый в понедельник и четверг каждой недели. В сообщении от Усамы б. Зэйда говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал (дополнительный) пост каждый понедельник и четверг. Когда у него спросили, с чем это связано, он сказал: «Наши дела передаются Всевышнему Аллаху в понедельник и в четверг». В другой раз он ответил: «Я  хочу быть в состоянии поста (в тот день), когда мои дела передаются Всевышнему Аллаху».(6)

 г) Пост, соблюдаемый в общей сложности 6 дней в месяце Шавваль (после Рамадана).

д) Пост, соблюдаемый через день в течение всего года (пост пророка Дауда, мир ему).(7)

 4. Посты Нежелательные (Макрух). Как известно, в мазхабе Ханафи нежелательные действия – Макрух имеют две степени: Нежелательное, близкое к дозволенному – «Танзихан Макрух» и Крайне Нежелательное – близкое к хараму – «Тахриман Макрух». Это или определенные Аллахом субхана-Ху ва тааля Праздничные дни, или указанные Пророком (мир ему и благословение Аллаха) посты, соблюдение которых было бы повторением привычек последователей других конфессий. К постам, близким к Хараму – «Тахриман Макрух», относятся:

а) Поститься в первый день праздника Рамадан (Ид аль-Фитр) и в четыре дня праздника Курбан (Ид аль-Адха). Постящиеся в эти дни получают малый грех.

б) Начинать пост, в случае сомнения о начале месяца Рамадан. Нежелателен также любой пост категории ваджиб в Сомнительный День (Йавму-ль-Шэк).(8)

в) Соблюдать пост за день – два до Рамадана, так как  сказано в хадисе: «Не встречайте Рамадан соблюдением поста за один или два дня. Однако если кто-нибудь привык к соблюдению поста в эти дни, то пусть постится».(9)  То есть, если эти два-три дня совпадают с теми днями, когда мусульманин обычно постится, то это дозволено.

г) Дополнительные Посты женщин, без согласования с мужем. Любой Дополнительный Пост, соблюдаемый без разрешения мужа, должен быть прекращен по его настоянию.

К постам Нежелательным – «Танзихан Макрух», относятся:

а) Нежелателен Пост, соблюдаемый только на 10-тый день месяца Мухаррам (день Ашура). То есть, не поститься одновременно и на 9-ый или 11-тый дни этого месяца.

б) Нежелательны Посты только в Пятничные или только в Субботние дни. Сказано в хадисе: «Не выделяйте среди ночей для поклонений только Пятничную ночь. Для соблюдения поста не выделяйте среди дней только Пятничный день. Однако если кому-либо в этот день придется соблюдать привычный для него пост (соблюдаемый им каждый месяц), тогда можно».(10)

 в) Нежелательны Посты, которые соблюдаются в течение нескольких дней подряд, Без Разговения при смене суток (т.е. без Сахура и Ифтара).

г) Нежелателен Пост, соблюдаемый с условием не произносить в это время ни одного слова.

ж) Нежелателен Пост в течение всего года, так как сказано в хадисе: «Не считается постившимся тот, кто постится продолжительное время».(11)

(3) Десятый день месяца Мухаррам называ ется «Ашура». Согласно ривайату, в этот день лодка Пророка Нуха (Нойа, мир ему) причалила к берегу. В древние времена в этот день люди постились в знак памяти спасения человечества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в дополнение к 10-ому дню велел поститься еще один день до или после десятого дня месяца Мухаррам. Это предлагалось для того, чтобы мусульмане не по ходили на людей других вероисповеданий.

(4)  Хадис привели Тирмизи, ан-Нэсаи, Ибни Хиббан и Имам Ахмад. (IFA, III: 128).

(5)  Хадис передал Ибни Хузайма от Ибни Мас’уда. (IFA, III: 128).

(6)  Хадис передан Абу Даудом.

(7)  В хадисе, приведенным Бухари и Муслимом от Абдуллаха б. Амра, говорится: «Наиболее благостным постом является пост, соблюдаемый способом пророка Дауда (мир ему). Пророк Дауд (мир ему) один день постился, а один день – нет». (IFA, III: 127).

(8)  Йавм-уль-Шэк – Сомнительный День: Так называется день, в который невозможно увидеть рождение молодого месяца из-за облачной погоды, и невозможно определить к какому месяцу он относится, – то ли это первый день Рамадана, то ли это последний день месяца Шабаан.

(9)  Хадис приведен известными шести имамами от Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах).

(10)  Хадис приведен у Муслима.

(11)  Хадис приведен у Абу Дауда, Тирмизи и Ибн-и Маджа.