Пробуждение белорусского рыцаря | QHA media

Пробуждение белорусского рыцаря

14 Серпня 2020, 17:00
Закрити

Нариман Устаев

Директор Института геостратегии имени Исмаила Гаспринского

Вопрос легитимности результатов прошедших президентских выборов в Белоруси снят.
Снят кровью белорусов, вышедших на мирные акции против произвола действующей власти.
Снят отсутствием поддержки со стороны неких «80%» проголосовавших за Лукашенко избирателей.
Где эти люди, их же по идее должно быть очень много. Риторический вопрос.

Точно также вопрос легитимности режима Лукашенко больше не существует для большинства стран ЕС, а также США, Канады и многих других государств. Диктаторов не любят нигде.
Диктаторов со стажем – тем более.
Лукашенко загоняет страну в международную изоляцию со скоростью бильярдного шара, отправленного в лузу.

Очевидно, что события 2014 года в Украине, равно как и более ранние события «арабской весны», убедили Лукашенко в том, что если дать народу возможность победить, народ обязательно победит.
Отсюда такие бесчеловечные методы ОМОНа.
Впрочем, как верно подметил один автор, характеризуя происходящее в Белоруси, «так бьют не по приказу, так бьют от души».
Соглашусь с поправкой: так бьют не только по приказу.

И этот аспект также нельзя упускать из виду: речь идёт о социальной и культурной пропасти между теми, кто орудует дубинкой, и теми, кто выходит с бело-красными цветами. Протестующие оперируют таким понятиями, как ценности, политические права и справедливость. Да, они, держа в руках бело-красные букеты, не имеют национального лидера, готового вести государство к далеким горизонтам, не понимают в полной мере как можно встроить понятия «ценности и права» в национальную повестку. Тем не менее они идут. Возрождая гражданского общество. Идут под дубинки и пули. Несмотря на то, что их человеческое достоинство унижают. Идут, чтобы это самое человеческое достоинство, ценности и права защитить, сохранить и передать следующему поколению.
Украинские события 2014 года убедили их в этом.

Что дальше?
Возможно, что Лукашенко под влиянием ряда факторов, согласится уйти под гарантии личной безопасности.
Могут ли такие гарантии в самой Белоруси носить для него долгосрочный характер. Скорее нет.
Так что «уйти» – неподходящий для него вариант.
Но вопрос не только в самом Лукашенко.
Белорусь является участником ряда региональных проектов на востоке, в частности Союзного государства, ОДКБ, СНГ и ЕЭС.
Соответственно, смена первого лица в Минске повлечёт за собой изменения в архитектуре безопасности Восточной Европы и постсоветского пространства.

Во многом участие в вышеуказанных проектах обусловлено личными отношениями руководителей государств-участников. Это обеспечивало как статичность и стабильность этих проектов, так и их низкую резистентность внешним вызовам. При этом, сила «зеленочеловечных объятий» России во многом зависит от участия или неучастия Белоруси в этих организациях. Таким образом, уровень демократизации Белоруси прямо пропорционален будущему российских проектов на постсоветском пространстве.
Дальше – больше. Смена власти в Белоруси будет триггером для смены власти в других постсоветских государствах.
И, наконец, финансовый фактор: для слишком многих не очень известных людей упомянутого геополитического пространства Белорусь является тихим местом для «кровно нажитых денег».

Не менее важный участник белорусских событий находится восточнее, в Китае, роль которого определяется не только третьим местом во внешней торговле Белоруси.
Китай в эти дни фактически в реальных боевых условиях тестирует технологии блокирования основного современного демократического инструмента – интернета. Опыт арабских майданов и Гонконга показывает, что социальные сети способны мобилизировать в кратчайшие сроки значительное количество людей и создать условия для необратимости протеста. Это ночной кошмар для Лукашенко и его авторитарных коллег.
И тут на помощь пришёл китайский файрвол, заблокировавший интернет по всей Белоруси при участии китайских корпораций ZTE и Huawei. В результате чего Лукашенко получил монопольный контроль над виртуальным пространством.

Это должно быть предостережением тем украинским госуправленцам, которые готовы отдать 5G интернет в Украине китайским компаниям и отдать иностранному государству контроль над украинской территорией, людьми, персональными данными, логистикой, средствами связи, производственными процессами.