11 декабря 2018, 19:59

Почему бензин в Крыму не подешевеет до российского уровня

Закрыть
Юсуф Куркчипервый заместитель министра по делам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц

Цены на нефтепродукты в Крыму по сравнению с Краснодарским краем отличаются в пределах 10-15%. Если говорить языком цифр: А-95 в Крыму стоит от 49 до 51 руб., а в Краснодарском крае — от 42 до 46 руб.

Однако следует учесть несколько факторов.

 

Население

Население Краснодарского края в 2,5 раза превышает количество населения плененной территории, следовательно и рынок нефтепродуктов прямо пропорционально привлекательнее крымского.

Спектр основных игроков на нефтяном рынке Краснодарского региона РФ — это все крупнейшие нефтяные компании России: «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «Газпром». Нельзя не учитывать и местные НПЗ, которых только в Краснодарском крае шесть, плюс Новошахтинский в Ростове-на-Дону.

Словом, Краснодарский край – это привлекательный рынок, на котором существует конкуренция, и что немаловажно, он не несет дополнительных рисков! (о них позже)

 

Логистика по доставке

Транспортная составляющая в цене краснодарского бензина также имеет влияние, потому как в Краснодарский край бензин (или любое другое топливо) поступает по простой схеме:

производитель

перевозчик

региональный оптовый оператор

сеть АЗС

Перевозчик, как правило один: дополнительная перевалка приводит к дополнительным затратам, следовательно, к удорожанию цены. И потому этот перевозчик — Российские железные дороги, то есть естественная государственная монополия.

Такой приблизительной схемой в Краснодарском крае пользуются все крупные игроки на рынке, и их конкурентность в основном зависит от «аппетитов и возможностей» регионального оптового оператора.В случае с захваченной территорией, в ситуации отсутствия пула крупных нефтяных компаний оккупанта, схема несколько усложненная:


производитель


биржа



независимый участник


перевозчик 2


паромная переправа


перевозчик 1


региональный оптовый оператор


сеть АЗС

Производитель, опасаясь санкций, выставляет партию товара на биржу. Чаще всего, эту роль играет акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа». Которая, опасаясь санкций, избегает прямых торгов с крымскими юридическими лицами и действует через, т.н. «независимых участников». Торгует Биржа не партиями товара, а поставочными фьючерсами.

Справка. «Поставочный фьючерс предполагает, что на дату исполнения контракта покупатель должен приобрести, а продавец продать установленное в спецификации количество базового актива. Поставка осуществляется по расчётной цене, зафиксированной на последнюю дату торгов. В случае истечения данного контракта, но отсутствия товара у продавца, биржа накладывает штраф».

Таким образом, «независимый участник» для завершения сделки должен выступить еще и гарантом по исполнению сделки, которая предполагает поставку нефтепродуктов в оккупированный Крым.

Известен случай, когда производитель отказал в поставке товара, сославшись на риски, связанные со сложностями организации транспортировки на оккупированную территорию. Хотя мне кажется, что дело всё-таки в санкциях.

Говоря о рисках, можно утверждать, что каждый «независимый участник», просчитывает и учитывает все возможные риски, которые затем отражаются в цене. Кроме санкционных рисков, должны быть учтены и финансовые, которые зависят от сроков доставки, гибели или утери товара, требованием стопроцентного авансового платежа за нефтепродукты, приобретенные на биржевых торгах, стоимостью транспортировки и хранением товара.

Но это не единственная проблема.

Невозможно просто купить партию товара, и перевезти его в Крым. Сам процесс перевозки имеет свои нюансы.

Дело в том, что невозможно просто купить партию товара, и перевезти его в Крым. Сам процесс перевозки имеет свои нюансы.

РЖД не могут перевезти партию товара в Крым, не воспользовавшись услугами паромной переправы.

Паромная переправа – единственный путь, который характеризуется ограниченным объемом перевозки (переплавки), дополнительными затратами по времени, и как следствие дополнительной нагрузкой на каждый литр. Все это выражается в конечной цене.

Танкерные поставки не являются альтернативой. Связано это с перевозкой и хранением партии на перевалочной базе, с необходимостью формирования «танкерной партии» (приблизительно 4000 тонн), перевалкой этой партии на танкер, с коротким плечом транспортировки (расстояние от точки А до точки Б) и т.д. Все эти процессы не бесплатные, и не мгновенные, что непосредственно будет влиять на цену для конечного потребителя.

Как известно, цены на топливо, являются одним из обязательных факторов при ценообразовании в розничной торговле. Следовательно, дисбаланс в цене на нефтепродукты, будет иметь линейную производную и по всем другим товарам в потребительской корзине.Пропагандистские обещания о том, что с постройкой Керченского моста наступит всеобщее благо, не оправдываются. Точно также как не стоит верить тому, что с пуском железнодорожной его части ситуация кардинально изменится. Хотя бы потому что, неизвестно когда эту железную дорогу достроят.

Смотреть еще: