Милостыня в праздник Рамадан (Фитр). Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» | QHA media

Милостыня в праздник Рамадан (Фитр). Главы из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы»

11 Травня 2020, 10:00
Закрити

QHA media продолжает публикацию глав из новой книги «ПОСТ. (КИТАБ-УС-САУМ) По Мазхабу Имама а’зама Абу Ханифы» — краткое руководство о Правилах соблюдения Поста, о видах нарушений в месяце Рамадан и о Способах Возмещения Долга

Мусульманин, обладающий имуществом, достаточным для выплаты Закята, выплачивает также и милостыню Фитр. Милостыня «Фитр» является одной из разновидностей Закята. Это поклонение совершается с целью помощи нуждающимся людям.

Милостыня Фитр была предписана Посланником Аллаха во второй год хиджры. В сборнике хадисов Ибн-и Маджа приводится сообщение:

«Милостыня Фитр очистит постившегося от греха нежелательных действий и слов (совершенных и сказанных во время поста). И будет также помощью для бедных. Выплативший ее до праздника, выплатит принятый Закят Фитр. Выплативший ее после праздника, – окажется в числе подавших милостыню».

Время выплаты Фитра

По мазхабу Ханафи, мусульманин обязан выплатить Фитр в промежуток времени от рассвета первого дня «Ид аль-Фитр» (праздника «Рамадан») и до начала праздничной совместной молитвы. Эта обязанность является очень близкой к Обязательному Предписанию – Ваджиб.

В хадисе от Ибни Аббаса говорится:

«Посланник (мир ему и благословение Аллаха): велел нам выплачивать фитру для очищения постящихся от несуразных слов и для помощи в пропитании нуждающимся. Кто выплатит фитру до молитвы, у того это будет принято как вид Закята, а кто выплатит после молитвы, то это будет в виде милостыни». (22)

Отсюда видно, что можно выплатить Фитр и до молитвы, и после. Но самое предпочтительное время, когда выплата милостыни Фитр является Ваджиб, – это от рассвета 1-го дня праздника до начала праздничной молитвы.

Так как сказано Посланником (мир ему и благословение Аллаха): «В этот день обойдите бедняков и освободите их от попрошайничества хотя бы на день праздника». (23)

Мусульманин, не выплативший Фитр, остается должником. Впоследствии ему необходимо будет выплатить свои долги по милостыне Фитр, чтобы иншАллах освободиться от груза грехов.

Если же мусульманин после своей смерти останется должен в результате не выплаченной милостыни Фитр, не отданного Закята, не исполнения клятвенных обещаний (Адак) или не выполненных искуплений (Каффара), и не оставил по этому поводу завещания, то весьма желательно, чтобы один из наследников покойного выплатил эти долги из собственного имущества. Хотя он этого делать и не обязан, но все же лучше, если он расплатится с долгами покойного.

Если же мусульман перед смертью оставил завещание по перечисленным долгам, то наследники обязаны выплатить их из одной трети оставшегося имущества покойного. При отсутствии имущества, которое могло бы покрыть его долги, мусульманин не должен оставлять завещания по их выплате.

(22) Хадис приведен у Абу Дауда и Ибни Маджа.

(23) Хадис приведен у Дарекутни и Хакима от Ибни Умара.