24 января 2019, 12:39

КРЫМСКОТАТАРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Нечасто задаваемые правильные вопросы

Закрыть
Аргын Караманов

Крымскотатарская национальная идея – сложный конструкт, сочетающий порой несочетаемое. Носитель такой идеи может одновременно мыслить западными категориями, отвергая консервативные идеологии, и жестко критиковать тот же Запад за экспансионизм и навязывание глобальной либеральной повестки. Он может сочувствовать единоверцам в Палестине и в то же время восторгаться примером построения государства Израиль. Он может гордиться славной историей тюркских племен прошлого и вместе с тем подчеркивать европейскость своего народа в сравнении с «азиатскостью» некоторых других тюркских народов.

В такой форме крымскотатарская национальная идея рискует стать неоперабельной, нефункциональной для эффективного национального движения, непригодной к использованию в деле реального единения народа вокруг общих убеждений.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Примеров конфликтного самоощущения и самоидентификации крымских татар можно было бы привести еще с десяток. По каждому из них можно написать отдельную книгу, ведь каждый подобный вопрос сложен и многогранен. Он вмещает в себя комплексы нашего понимания коллективного прошлого, верования в привлекательные картины будущего, пояснения себе происходящего в данный момент.

Мы же, крымские татары, склонны к лозунг-менеджменту. У нас на знаменах различные призывы, которые появляются порой спонтанно и исчезают беспричинно. Лозунговость вредна своей близорукостью и выхолащиванием социальной активности. Лозунги – это неправильные ответы на неправильные вопросы. Вот некоторые примеры подобных вопросов:

— Когда будет автономия? Автономия – правовой режим, воспользоваться которым крымские татары в массе своей не смогут, если не обеспечат дееспособность, подотчетность своих же элит. А вот обеспечены ли дееспособность и подотчетность наших элит – это правильный вопрос.

— Когда закончится оккупация? Оккупация не может не закончиться рано или поздно. Проблема нарушения Россией международного права – головная боль многих субъектов международных отношений. От США до Украины, от ООН до ЕС. Крымские татары же не должны свою национальную повестку заполнять вопросами исключительно глобальной мировой повестки. Ведь помимо вопросов глобальных каждый субъект решает и сугубо собственные задачи. Кто-то строит стену на границе с соседом, кто-то восстанавливает церковную независимость. Вопрос в том – что есть исключительно нашими задачами, за решение которых никто не возьмется, кроме самих крымских татар?

— Сколько народных депутатов будет у крымских татар и будет ли крымских татар поддерживать новоизбранный (переизбранный) президент? Крымские татары пока не формулируют свою повестку, понятную и ясную, чтобы формировать ожидания по ее реализации. Проще говоря, мы не знаем «что хотим», вот нам и дают «что есть». Последние 4 года – хороший тому пример. Посему будет ли в следующем парламенте один нардеп или сразу одиннадцать не имеет ровным счетом никакого значения, если у этих нардепов не будет собственной повестки.

ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Примеры правильных вопросов:

— Что мы, как народ, считаем важным для нашего существования, без чего наше самовосприятие станет ущербным, неполноценным? Язык? Религия? Земля? Коллективная память о прошлом и верование в светлое будущее? Иные параметры субъективного самоощущения.

— Каков уровень социально-экономического развития крымскотатарского народа в сравнении с соседними национальными сообществами? Средний показатель дохода на семью в год в сравнении с другими семьями? Уровень социального неравенства в среде крымских татар? Показатели по трудоустройству в первый год после выпуска из университета? Доступ к высшему образованию, здравоохранению и рекреации? Иные объективные параметры и их соотнесение с показателями этнического большинства в Крыму и иных местах компактного проживания крымских татар.

— Как нам сохранить единство, не поддавшись искушению разделиться на множество конфликтующих друг с другом фракцией? Вместе с тем как не допустить подмены единства вокруг целей и ценностей единством вокруг персоналий и конъюнктуры?

Ответы на перечисленные выше вопросы может дать идеология и может дать наука.

ИДЕОЛОГИЯ Vs НАУКА


Идеология

Преимущество ответов, даваемых идеологиями (например, национализмом, либерализмом, политическим религиозным фанатизмом) заключается в их интуитивной простоте и потенциале к мобилизации народа к достижению целей. Недостаток таких ответов будет крыться в периодическом выявлении несоответствии предложенных ответов фактам и событиям. Сторонники идеологии в таком случае прибегают к незамысловатому, но эффективному приему. Они убеждают последователей в том, что произошедшее отклонение связано с недостаточно ревностным соблюдением идеологических предписаний.

Например, если по факту успешной реализации ключевого националистического постулата (государственные границы совпадают с этническими) население не стало жить лучше, идеологи могут указать на проблему этнических меньшинств как таких, что мешают построить истинно национальное государство, а соответственно и зажить в благоденствии титульной нации.

Или же если восторжествовала неолиберальная парадигма (минимальное вмешательство государства в частную жизнь во всех ее аспектах в т.ч. в экономических, морально-нравственных и т.д.), но при этом фиксируется увеличение ксенофобских настроений, стагнирует экономическое развитие, то проповедники неолиберальной идеологии укажут на государство, как на источник проблемы, и потребуют еще более ограниченного его участия в жизни общества.

Очевидными будут ответы приверженцев политического религиозного фанатизма (политического ислама, сионизма, некоторых христианских деноминаций). Об этом позже, в отдельной статье.

Такая апологетика последователей идеологий, которая их противниками порой клеймится как «узколобость», таит в себе значительные угрозы. Ведь если народу не посчастливится объединиться вокруг деструктивной идеологии без оглядки на рациональные аргументы противников, глашатаи такой идеологии могут привести такой народ к катастрофе. 20й век тому в пример.

Наука

Ответы в социальных/гуманитарных науках можно искать двумя основными методами. Первый — предложить теорию и тестировать факты и события на предмет доказывания. Второй — собрать информацию о произошедшем и происходящем, систематизировать ее, классифицировать и вывести системные логические умозаключения на основании полученного массива данных.

Оба метода работают. И более того – оба метода применяются с ограниченным успехом в деле осмысления крымскотатарского национального движения.

Например, применение институциональной теории, гласящей о примате институтов над общественными процессами, выражается в подчеркивании роли Курултая и Меджлиса крымских татар. Доказывается ключевое влияние данных институтов на основные процессы в крымскотатарском социуме.

Другим и тоже научным путем могут следовать ученые, освещающие события прошлого и воссоздающие таким образом целостные картины в историческом движении. И действительно историю крымских татар можно рассматривать не только с позиции описательной, но и с позиции выведения системных явлений, периодически влияющих на общественно-политическую жизнь народа.

Недостатком научных подходов в поиске ответов на правильные вопросы выше является опровержимость любой научной теории или логического конструкта. Дело в том, что как в социальных, так и в технических науках, отдельно взятая теория не может пояснить всей палитры происходящего в окружающем мире. Звучит контринтуитивно, но научность теории как раз подтверждается ее опровержимостью. Собственно, это и позволяет множеству теорий существовать в рамках одного научного знания.

Недостаток же заключается в низком потенциале научных теорий к мобилизации широких слоев населения. Любому человеку значительно легче найти интуитивно простой ответ в идеологии, нежели копаться научными методами в доказательствах и опровержениях теоретических конструктов.

«Верить, действовать» всегда проще, чем «проверять, анализировать, действовать»

ДИАГНОЗ ЯСЕН, КАК ЛЕЧИТЬ?


Итого имеем, понимание правильных вопросов, на которые действительно следует искать ответы. Имеем понимание того, что эти ответы можно найти в идеологических учениях и в научных конструкциях. Понимаем, что идеологии могут реально объединить народ и сподвигнуть его на свершения, но чреваты серьезными заблуждениями и негативными последствиями. Понимаем, что научные теории могут давать поистине качественные ответы на сложные вопросы, но они не могут претендовать на истинность в последней инстанции. Они также, как правило, слишком сложны для восприятия народом в основной своей массе.

Что делать?

Синтезировать. Объединять. Объединять методику идеологическую и научную для получения тех ответов, которые смогут мобилизировать народ и вместе с тем будут вмещать в себя научно обоснованные предохранители от его заблуждения на пути к достижениям своих целей.

Как?

В следующих статьях я планирую среди прочего поговорить об исламе и исламизме. Никто не станет отрицать потенциал этой религии в деле социальных транформаций. Как никто не станет отрицать и системные проблемы в применении ислама в условиях современных обществ.

Я также обращусь к вопросу института лидерства и угрозах персонификации в национальных движениях.

Данная статья написана под псевдонимом. Сделано это не для сокрытия личности автора, но во избежание рефлексии на личность вместо обсуждения идей, изложенных в статье.

Материалы, опубликованные в рубрике «Мнения», могут не совпадать с позицией редакции.

Смотреть еще: