«Сбивать гражданские самолеты в районе Москвы или Сочи...» Эксперты о том, почему российские военные добиваются права атаковать авиалайнеры

11 января 2019, 20:49
Фото: eurasian-defence.ru
Закрыть

Степан Давыдов

QHA media

«При отказе этим судном-нарушителем выполнять подаваемые радиокоманды (визуальные сигналы) на выполнение посадки (выход за пределы воздушного пространства Российской Федерации) или отказа им подчиняться без объяснения причин и в случае наличия реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы […], по нему применяется на поражение оружие ‎и боевая техника дежурных сил» — говорится в проекте.

Российским военным могут разрешить сбивать гражданские самолеты. Такое право они получат, если будет принято постановление, проект которого опубликован на сайте правительства РФ. В проекте говорится о том, что если пассажирский самолет вошел в воздушное пространство  России и не реагирует на предупреждающие сигналы и предупредительный огонь, военные имеют  право его уничтожить.

В проекте постановления уточняется , что при отсутствии реальной опасности гибели людей и (или) наступления экологической катастрофы оружие и боевая техника дежурных сил на поражение не применяются. Кто и как определит «реальность опасности» — не понятно.

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник считает, что в самой инициативе нет ничего преступного. По его словам, после терактов 11 сентября 2001 года военные смотрят на гражданские самолеты как на потенциальное оружие в руках террористов. Но, как подчеркивает эксперт «ничего в этом (постановлении) не было бы плохого, если бы это не была Россия».

Само по себе это решение не несет такой угрозы – угроза только в сегодняшнем агрессивном поведении России – в готовности применять силу, причем силу непропорциональную, — считает Мельник.

В 1983 году в районе острова Сахалин советский истребитель СУ-15 сбил южнокорейский «Boeing 747», отклонившийся от курса на 500 километров. Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Российский военный эксперт Павел Фенгельгауэр назвал постановление правительства формальным, которое определяет лишь  «внешние рамки» того, как будут действовать военные.

«Поскольку постоянно происходят перехваты самолетов разных стран НАТО над Балтикой, над Черным морем, Финляндия тоже жалуется, что часто российские самолеты залетают в финское пространство, очевидно, решили, что надо, чтобы было какое-то формальное разъяснение о том, что делать дальше, если дело дойдет до стычки, — говорит Фенгельгауэр. — Страна большая, протяженная. Высшее руководство может спать в тот момент когда где-то будет происходить инцидент. Вот у военных будет возможность начальство не будить, и появится бумажка для защиты, что они имели право так поступить».

По его мнению, стычки возможны, поскольку «время предвоенное», напряжение между Россией и Западом нарастает и дошло уже до уровня холодной войны с локальными «прокси-войнами».

Конечно, ничего хорошего в этом нет, поскольку военным дают карт-бланш на то, чтобы действовать. Возвращается советский вариант, когда можно сбивать гражданские самолеты… Теперь особенно в районе Москвы или Сочи. Если есть угроза высшему руководству.

Фенгельгауэр уточнил, что если постановление будет принято, дальнейшим шагом может стать непубличный ведомственный приказ министра обороны, в котором будут содержаться более детальные инструкции для военных.

С начала боевых действий на Востоке Украины истребители стран НАТО неоднократно перехватывали российские военные самолеты.

Один из недавних инцидентов произошел над Балтийским морем. В ноябре 2018 года два немецких самолета Eurofighter, стоящих на дежурстве в рамках миссии НАТО, трижды вылетали с авиабазы Эмари в Эстонии для перехвата четырех российских военных самолетов.

Смотреть еще: