Не свадьбой единой: музыкальная культура крымских татар-2018

26 декабря 2018, 14:41
Закрыть

Анифе Гелин

для QHA media

Пока музыкальная культура крымских татар остается ориентированной на свадьбы, ожидать системного и качественного рывка в ее развитии было бы наивным. Современное музыкальное производство нуждается в средствах и профессиональных кадрах для ее продвижения. Редкий музыкант может сочетать в себе творческое начало и грамотное продюсирование собственного контента. В последние годы в Крыму эстрадные музыкальные новинки создаются к началу свадебного сезона, и делятся на два условных типа: те, под которые весело танцевать гостям, либо те, под которые молодые танцуют свой первый танец.

У этой ситуации много причин: отсутствие продюсеров, мизерное количество площадок для выступлений и концертов, и самое главное, — невозможность достойного заработка с помощью концертов или продажи альбомов. Как следствие, музыкальная культура в Крыму медленно, но верно движется в сторону свадебной индустрии. Последняя демонстрирует завидный рост бюджетов и масштабов.

Все более или менее заметные успехи и достижения в крымскотатарской музыкальной сфере в уходящем году держатся на энтузиазме отдельных личностей, о которых мы и расскажем в нашем дайджесте.

Известный крымскотатарский аккордеонист Нариман Балич сделал себе имя в музыкальных кругах, долгие годы сотрудничая с российским продюсерским центром Иосифа Пригожина. Он выступал на гастролях с певцом Стасом Пьехой и группой «А-Студио». Сегодня Балич живет фактически на два города, проводя немало времени в Москве и приезжая в родной Симферополь. Его можно увидеть и на свадьбах в качестве специально приглашенной звезды, и на больших концертах. Высокий, харизматичный артист, виртуозно играющий на аккордеоне, давно засиделся на вторых планах. В этом году Нариман Балич снял свой собственный клип, который попал в ротацию музыкального канала М2.

Переезд, а правильнее, возвращение в Крым, домой, — еще одна тенденция уходящего года. Молодая певица Фатма Джаппар, чьё музыкальное творчество отличается размахом стилей – от народных до роковых композиций, окончательно перебралась на полуостров. До этого певица жила с родителями в Смоленской области в России, а позже училась и работала в Москве. В своих интервью она рассказывала о том, что мечтает жить в Крыму и совершенствовать свой вокал под наставничеством крымскотатарских мэтров. В 2018 году у Фатмы все получилось, а позже стала известна и истинная причина переезда: без свадьбы не обошлось.

Музыкант Руслан Чир-Чир – обладатель звания «Золотой саксофон Узбекистана» и лауреат международных конкурсов. Помимо саксофона он мастерски играет на къавале. Это старинный крымскотатарский инструмент, который практически был утрачен в годы депортации. На Кавказе его аналог – дудук. В этом году Руслан Чир-Чир переехал в Крым и стал активно вливаться в музыкальное сообщество полуострова. Нередко он выступает вместе со своим сыном Асаном, начинающим талантливым саксофонистом.

В этом году мы услышали музыкальный голос диаспоры. В Турции  вышел альбом народной музыки под названием Kırım Şarkıları II –  Песни Крыма II. Это уже второй сборник, который выпускает скрипач Метин Батур.  Партии на фортепиано сыграл Мамед Джафаров. Музыканты исполнили композиции без аранжировок, максимально приближено  к фольклорному варианту. И хотя на родине этих композиций ажиотажа альбом не произвел (их звучание было признано слишком скромным), музыканты уже отправились в турне с концертами по крымскотатарским диаспорам Турции.

Крымскотатарские  рэперы не изменяют своим принципам –  свои хиты они создают исключительно на родном языке. Раз в год они обязательно  дают большой концерт в Симферополе. А в этом году рэперы порадовали своих поклонников новым клипом и мини-альбомом  JAMDEEN, который выпустил один из участник команды HIP-HOP QIRIM Осман Джамалядинов. Альбом доступен на всех  основных цифровых музыкальных платформах.

Молодой  крымский музыкант Алим Куртмеметов стал победителем международного музыкального конкурса «SURPRISING STARS» в номинации «неоклассическое произведение»,  а вместе с этим получил уникальную возможность выступить в составе всемирно известного оркестра «METROPOL ORKEST» из Нидерландов.

«Я отправил заявку на участие,  как и другие участники из разных европейских стран, затем жюри выбрало 10 лучших работ. После этого началось онлайн-голосование, в результате которого, благодаря поддержке моих друзей и представителей нашего народа, я победил», – рассказал Алим.

Удивили в этом году и крымскотатарские панки. Новая панк-рок группа под названием «Скотыч» выпустила дебютный мини-альбом, руку к которому приложил и музыкант известного панк-рок коллектива «Shatur Gudur». Название мини-альбома слишком неформатно для упоминания в средствах массовой информации. В состав новой панк-группы вошли и крымские татары. Присутствие нецензурной лексики в песнях отпугнуло основную крымскотатарскую аудиторию, но, думается, «Скотычи» на нее и не рассчитывали.

Смотреть еще: