КИЕВ (QHA) -

27 апреля в кулуарах Второго украинского форума обороны и безопасности, проходившего в Киеве, бывший премьер-министр Украины Евгений Марчук  рассказал корреспонденту QHA об особенностях введения полицейской миссии ОБСЕ и возможности разворачивания миротворческого контингента на Донбассе.

Экс-глава правительства акцентировал внимание, что введение в зону украино-российского конфликта на Востоке нашей страны миротворцев является достаточно сложной процедурой.

- Для того, чтобы послать на Донбасс миротворческий контингент, наше государство должно обратиться в Совет безопасности ООН. При этом мы должны понимать, что состоящая в этой организации Россия имеет право вето, и однозначно использует свое право наложить его на подобное предложение Украины. Таким образом, миротворцы – одним из главных условий для введения которых в зону конфликта является согласие сторон, – не будут иметь оснований для этого, - сообщил он.

При этом, по словам Марчука, даже если спрогнозировать, что в Совете безопасности ООН РФ не воспользуется правом вето, то до введения миротворцев еще очень долгий путь согласования.

- Далее Совет безопасности должен обратиться к странам, которые имеют опыт миротворческой деятельности (в том числе, и Украина имеет подобный опыт) и дать им заявку на то, чтобы они дали согласие на участие в миротворческой миссии в нашей стране. После этого парламенты нашего государства и РФ должны принять решение об участии военных граждан в мисси на Востоке нашей страны, где есть риск гибели. Если парламенты согласятся, то совет безопасности создает командование и передовую группу, которая выезжает на линию, где будет миссия, - пояснил он.

По словам эксперта, передовая группа должна будет изучить 426 км линии фронта или столкновения и 406,7 км неконтролируемой украино-российской границы.

При этом, генерал армии Украины Евгений Марчук, которому с июня 2003 по сентябрь 2004 года довелось занимать должность министра обороны Украины и непосредственно организовывать миротворческие миссии в Грузии, Либерии, Ливане, Сьерра-Леоне, Эфиопии и Эритрее, пояснил наличие рисков в работе миротворцев. По его словам, при разведении войск в зоне конфликта, как правило, действуют различного рода авантюристы, провокаторы, в задачу которых входит не допустить разведения.

- Третий вопрос - формирование бюджета миссии, на который ООН выделяет деньги после выполнения подготовительных мероприятий. Отмечу, что сегодня бюджет ОБСЕ по Украине - самый большой за послевоенные годы (после 1945 года – ред.). Когда говорили о полицейской миссии, когда просчитали, что это такое, это не то же самое что сейчас. Сейчас бюджет полицейской миссии, с учетом того, что участники должны иметь бронетранспортеры, зарплату, крупные страховые полисы, связанные со страхованием жизни участников, составляет около 900 млн евро в год. А бюджет миротворческого контингента еще больше, - отметил Марчук.

Он также рассказал об имеющихся политических нюансах. Они заключаются в том, что введение миротворческой миссии часто означает практическое замораживание конфликта. Однако, это происходит не всегда, и есть факты – например, в Югославии, когда конфликт по определенным причинам размораживается. А это означает, что надо дать ответы и на политический вопрос.

Евгений Марчук также резюмировал, что сам процесс введения миротворцев может проходить в достаточно сложных условиях и продолжительное время.

Особенно учитывая тот факт, что Россия имеет значительный опыт миротворческой деятельности, в том числе, в Грузии (Приднестровье, Южной Осетии, Таджикистане, Абхазии – ред.) и знает больше тонкостей процесса введения миссии в зоны конфликтов.

Напомним, как ранее сообщало QHA, 23 апреля президент Украины предложил активизировать рассмотрение вопроса о размещении на Донбассе международного миротворческого контингента под эгидой ООН. Стороны выразили обеспокоенность в связи с опасным развитием ситуации на Донбассе и отметили важность выполнения Россией Минских договоренностей, и прежде всего элементов, касающихся безопасности.

Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA