КИЕВ (QHA) -

Первый заместитель главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг отмечает, что подрыв машины ОБСЕ на мине в оккупированной части Луганщины не был трагической случайностью, а стал следствием применения оружия неизбирательного действия — мины, умышленно заложенной для убийства или нанесения травм. Об этом он сказал на брифинге в УКМЦ, передает корреспондент QHA.

— Инцидент с автомобилем СММ ОБСЕ, который произошел в воскресенье, не был несчастным случаем. Это было следствием применения оружия неизбирательного действия — оружия, которого там вообще не должно было быть, специально заложенного для того, чтобы кого-то ранить, покалечить, убить.

Александр Хуг подчеркнул, что от этой мины мог пострадать любой, кто ежедневно пользуется этой дорогой, в том числе из гражданского населения, но на этот раз жертвой стал сотрудник мониторинговой миссии, гражданин США Джозеф Стоун.

Он назвал «совершенно неутешительными» показатели летальных случаев и травм, вызванных минами и взрывными устройствами в зоне конфликта на Донбассе. С начала 2016 года СММ ОБСЕ подтвердила 141 жертву среди гражданского населения (включая детей), среди которых 96 человек были ранены и 45 погибли.

Александр Хуг также выразил возмущение спекуляциями вокруг инцидента, в частности, предположениями, что наблюдатели якобы сами виновны в подрыве, поскольку нарушили правила передвижения. (Практически сразу после того, как автомобиль ОБСЕ взорвался на мине, в сепаратистской и пророссийской прессе появились сообщения, что патруль напоролся на мину, так как будто бы самовольно изменил маршрут передвижения. В то же время в СММ отмечают, что патруль передвигался по привычному и согласованному маршруту. — QHA.)

Первый заместитель главы СММ подчеркнул, что главной причиной трагического инцидента стало нарушение обещаний разминировать зону безопасности, которое стороны взяли на себя в Минске еще в сентябре 2014 года. (Пункт 6 Минских соглашений от 19 марта 2014 года предусматривает запрет на минирование территории в зоне безопасности вдоль линии соприкосновения, а также требует от сторон обезвредить уже установленные мины. — QHA).

— Невыполненные обещания тех, кто в Минске согласился положить конец этому насилию... усиливаются позорными предположениями, якобы ОБСЕ сама виновата в смерти своего коллеги, что патруль не должен был быть в том месте и наблюдатели в той или иной степени нарушили мандат миссии.

По его словам, маршрут миссии был запланирован, патрули ездили по нему и в предыдущий день, а также проезжали раньше в день инцидента (подрыв автомобиля произошел, когда патруль возвращался на базу). Александ Хуг добавил, что взрыв, в результате которого один наблюдатель погиб, а двое получили ранения, был настолько мощным, что бронированный автомобиль весом 4,5 тонны отбросило на 7 метров от места взрыва, он загорелся и был полностью уничтожен.

Александр Хуг еще раз подчеркнул, что мандат СММ ОБСЕ распространяется на всю территорию Украины, что наблюдатели должны иметь безопасный и беспрепятственный доступ ко всем районам и объектам наблюдения, а стороны обязаны изъять все мины в зоне безопасности вдоль линии соприкосновения. Что же касается тех районов, где разминирование пока невозможно, СММ неоднократно требовала отметить на картах заминированные участки и огородить их, обозначив соответствующими предупредительными знаками.

— Наш мандат абсолютно четкий: мы должны иметь полный доступ везде, без исключений. Необходимо удалить все мины и не закладывать новые, на что стороны открыто согласились. Им не удалось это выполнить — это их вина, и их надо привлечь к ответственности. ОБСЕ всегда призывала к изъятию мин, невзорвавшихся боеприпасов и других пережитков войны.

 

На уточняющий вопрос корреспондента QHA, начали ли стороны проводить разминирование в зоне безопасности, в частности, разминируют ли уже члены так называемой ЛНР хотя бы прилегающий к месту инциденту район, Александр Хуг ответил следующим образом:

— Вдоль линии соприкосновения мы зафиксировали довольно ограниченную деятельность по разминированию со стороны тех, кто должен ее проводить. Если такую ​​деятельность мы увидим, мы сообщим об этом в наших отчетах.

Александр Хуг также отметил, что расследование инцидента с подрывом автомобиля продолжается, ряд организаций тщательно изучают обстоятельства инцидента, а СММ проводит свое внутреннее расследование. По его словам, четкое понимание обстоятельств этого события важно как для обеспечения безопасности команд наблюдателей, так и для того, чтобы привлечь виновных к ответственности.

В частности, отметил Хуг, безопасность членов миссии крайне важна для мониторинга режима прекращения огня. Так, сейчас патрули работают с определенными ограничениями, а значит, СММ зафиксирует и сообщит о меньшем количестве нарушений, чем это было на самом деле. К примеру, после возобновления работы во вторник патрули передвигаются только по дорогам с твердым покрытием — асфальтированными или бетонными, что ограничивает возможности посещения определенных сел, участков вблизи линии соприкосновения, некоторых объектов для хранения вооружения, других мест, которые пока остаются вне доступа патрулей.

За прошедшую неделю СММ зафиксировала минимальное уменьшение нарушений режима прекращения огня, по сравнению с позапрошлой неделей, — на 10%. Вместе с тем, на 55% сократилось количество взрывов, вызванных запрещенным вооружением. Кроме того, СММ 85 раз зафиксировала размещение вооружения с нарушением линий отвода — это вдвое больше, чем на позапрошлой неделе.

По данным СММ, наиболее «горячо» на прошлой неделе было в четырех точках: треугольнике Авдеевка — Ясиноватая — ДАП, районах вблизи Попасной, Первомайска и Троицкого на Луганщине, а также на юг от Светлодарска и восточнее Мариуполя.

Как сообщало QHA, 23 апреля утром возле украинского села Пришиб (неподконтрольная украинскому правительству часть Луганщины) на мине подорвалась машина СММ ОБСЕ. Один сотрудник миссии погиб, двое получили ранения. Сразу после инцидента СММ отозвала свои патрули и в Донецкой, и в Луганской областях по обе стороны линии соприкосновения и мониторила ситуацию с безопасностью в зоне конфликта с помощью шести имеющихся у нее камер, а также с 12 других локаций. Во вторник 25 апреля патрулирование было возобновлено с определенными ограничениями.

Управление СБУ в Луганской области открыло в связи с подрывом автомобиля СММ ОБСЕ на оккупированной территории Луганской области уголовное производство по ч. 3. ст. 258 УК Украины (Террористический акт, повлекший гибель человека). В СБУ предположили, что мина, на которой взорвалась машина СММ, могла быть завезена из Российской Федерации.

Справка. СММ ОБСЕ в Украине действует с 2014 года по приглашению правительства Украины, ее мандат распространяется на всю территорию Украины, включая Крым и всю территорию Донецкой и Луганской областей. В составе миссии работает более 700 невооруженных международных наблюдателей, в частности в зоне конфликта на Донбассе — более 600 человек, которые мониторят ситуацию с обеих сторон линии соприкосновения. Впрочем, к части территории оккупированного Донбасса и полностью в АР Крым наблюдатели реального доступа не имеют.

Постоянный совет ОБСЕ в Вене в марте 2017 года продлил мандат миссии в Украине еще на год. Несмотря на подрыв автомобиля СММ ОБСЕ на оккупированной Луганщине, в СММ заявили, что продолжат выполнять свой мандат.

QHA