КИЕВ (QHA) -

Вице-адмирал Сергей Гайдук поделился своими оценками состояния Военно-морских сил нашей страны.  По его мнению, положение корабельного состава ВМС Украины и системы военного кораблестроения критическое. Оно вплотную приблизилось к точке невозврата.

— Мы не создавали флот, отвечая на геополитические угрозы. Мы получили его в наследство - 40 боевых кораблей и катеров, 100 судов обеспечения родом из Советского Союза. Мы были слишком спокойны, владея таким флотом, и не понимали, зачем он нам нужен, — отметил он.

По словам Гайдука, в результате этого «спокойствия» в настоящее время весь корабельный состав ВМС, кроме фрегата "Гетьман Сагайдачный" и артиллерийских катеров «Аккерман» и «Бердянск», построенных в 2016 году, превысил сроки эксплуатации на 10-15 лет. Подавляющее большинство комплектующих к ним в Украине не производится. Состояние судоремонтных предприятий Украины не позволяет проводить средние и капитальные ремонты боевых кораблей.

Адмирал сообщил, что за время независимости было списано и утилизировано 19 боевых кораблей и катеров, 45 судов обеспечения, а достроено всего лишь пять, и то по аналогичным советским проектам (фрегат «Гетьман Сагайдачный», большой разведывательный корабль «Славутич», корветы «Луцк» и «Тернополь», десантный корабль на воздушной подушке «Донецк»).

На вопрос о том, считает ли он оправданным проработку отечественным Минобороны решение о закупке у НАТО бывших в употреблении боевых кораблей, Гайдук ответил:

— Частично. С одной стороны – это быстрое наполнение флота корабельным составом, а с другой – боевой корабль, - это не судно, которое совершает морские перевозки, это носитель морского оружия и вооружения. Есть два момента. Первый – продадут или передадут в ближайшей перспективе «воюющей» Украине (на правах лизинга или военно-технической помощи) подержанные корабли? Второй – размещение морских боеприпасов, их хранение, обслуживание, подготовка перед подачей на корабль. Пока неясно, как это будет осуществляться.

Адмирал рассказал, что подобный опыт есть у Румынии и Болгарии, которые являются членами НАТО.

— Заслуживает внимание и опыт Турции – покупка вместе с кораблями и подводными лодками, технологий и размещение заказов на национальных верфях. Как следствие – подъем судостроительной и судоремонтной отраслей, технологии, рабочие места. Однако, нельзя все корабли закупить у НАТО. Мы можем создавать конкурентный продукт и на своих верфях, и это нужно делать, - отметил он.

По словам экс-командующего ВМС, Украина может сама строить корветы, ракетные и артиллерийские катера, в том числе бронированные, поскольку наше государство имеет возможности создания оружия и технических средств под них.

— Патрульные катера можно строить в кооперации с зарубежными компаниями и флотами. Специальные суда обеспечения – корабли разведки, буксиры, водовозы, плавучие склады, танкеры, гидрографические и разъездные катера – можно заказывать вскладчину с коммерческими судовладельцами Украины – а потом просто дооборудовать их на военный лад, - предложил адмирал.

Переход Вооруженных сил Украины на стандарты НАТО – важная задача, которая стоит перед военно-политическим руководством нашей страны. В то же время, Украина со многих международных площадок говорит о том, что является морской державой, хотя шаги, которые предпринимаются в деле строительства флота, минимальны.

Опыт Крыма - потерянные территории и вооружение, корабли, места базирования – обязательно должен быть учтен в современной истории нашей страны. Поскольку никто не отменял жесткой, но жизненной аксиомы “если не финансировать свою армию, то придется финансировать чужую”.

QHA