КИЕВ (QHA) -

Международная миротворческая миссия на Донбассе должна включать не только военный, но и гражданский компонент - Международную временную администрацию (МТА) под эгидой ООН, которая позволит полностью деоккупировать и реинтегрировать пока неподконтрольные украинской власти территории.

Как передает корреспондент QHA, об этом сказал директор «Центра международной безопасности» Валерий Кравченко в ходе презентации концепции введения Международной временной администрации Донецкой и Луганской областей, организованной ОО "Центр исследований социальных перспектив Донбасса".

— Единственный механизм, который удовлетворит вопрос постконфликтного урегулирования на Донбассе - это запуск Международной временной администрации. МТА - это комплексная многопрофильная миссия под эгидой и по мандату ООН, Совбеза ООН. И конечной целью этой миссии является полная деоккупация и реинтеграция тех территорий, которые сегодня не контролируются украинским правительством и фактически являются оккупированными Россией.

При этом, Кравченко добавил, что ключевым моментом для появления такой администрации является политическая воля и намерение России закончить этот конфликт и как-то пойти на примирение в желании сохранить лицо перед международным сообществом. Он также предложил подписать новый Комплекс мер и новые договоренности на замену неработающим Минским договоренностям с февраля 2015 года. Эти новые договоренности должны стать механизмом запуска МТА.

— Механизмом запуска являются вторые Минские договоренности. Они подписаны в феврале 2015 и содержат Комплекс мероприятий. Комплекс мероприятий не выполняется и неэффективен. Есть смысл пересмотреть Комплекс мероприятий, подписать новые соглашения и в этом новом Комплексе прописать ключевой элемент возобновления безопасности и стабильности - это введение Международной временной администрации.

Кравченко также рассказал, каким может быть алгоритм введения МТА, отметив, что вводиться она может только после того, как на этих территориях свою часть работы сделают военная и полицейская миссия.

— Алгоритм действия очень прост - это запрос парламента Украины на внедрение МТА, это четкое определение мандата Миссии и оперативное планирование. Здесь должна быть определена как финансовая составляющая, так и количество персонала. Гражданская составляющая для этого региона может быть в пределах 20 тыс. человек. В то же время есть еще военная и полицейская миссия. Если проводить параллели с миссией в Хорватии 1992 года, то ее мандат был 15 тыс. человек. А скажем, бывший генсек НАТО Расмунсен говорил о целесообразности 40 тысяч. Далее по алгоритму идет согласие украинского парламента, и украинский парламент также должен принять ключевые законы, которые позволят эффективно действовать МТА, в частности, закон о колаборционизме, об амнистии и о прощении. После этого должно осуществляться развертывания военной и полицейской миссии, параллельно происходят процессы гуманитарного разминирования. И уже после этого вводится гражданский компонент, развертывание гражданской миссии. Завершается весь этот цикл проведением местных выборов тогда, когда будут достигнуты определенные условия гражданского контроля и будет наведен определенный порядок в гражданском управлении этими территориями.

По мнению Кравченко, хронологические сроки запуска и деятельности МТА не стоит определять, но по его оценке этот процесс займет от 5 до 7 лет.

Говоря о параметрах и условиях формирования МТА, эксперты отметили, что необходимо соблюсти ключевых позиции, выгодные Украине.

К примеру, по словам Кравченко, согласованная экспертами позиция заключается в том, что в состав миротворческого и полицейского контингента не входили представители стран, которые имеют государственную границу с Украиной. Такая практика является устоявшейся для стран Африки, где много конфликтов, имеющих трансграничное значение, а для Украины такой подход поможет отстранить Россию от участия в военной компоненте миротворческой операции.

— Мы хотим ограничить военные потуги которые могут делать или Россия, или ее партнер Беларусь. Поскольку это будет скрытым продолжением агрессии и эскалации, говорит эксперт.

В то же время, относительно формирования МТА подход может быть смягчен: в гражданском компоненте возможно ограниченное участие представителей даже из России. Но в каждом таком органе представительство стран, имеющих государственную границу с Украиной не должно превышать 50%, добавляет Кравченко. При этом ключевой позицией является то, что представители Украины должны входить во все гражданские структуры МТА.

Председатель Центра исследования социальных перспектив Донбасса Сергей Гармаш также считает, что гражданская миротворческая миссия должна состоять из представителей стран-гарантов Будапештского меморандума, которые все являются членами Совета Безопасности ООН, а также стран-членов НАТО. А вот при формировании гражданской управленческой миссии могут быть нюансы

— Путин ставит условие, что среди миротворцев не должно быть стран-членов НАТО, но у него нет оснований требовать, чтобы представителей стран НАТО не было в гражданской миротворческой компоненте, говорит Гармаш.

Директор Института глобальных трансформаций Алексей Семений подчеркнул, что в первую очередь акцент должен быть сделан на дипломатии, поскольку именно дипломатический способ разрешения конфликта на Донбассе - это единственный способ, цель и инструмент.

По его словам, большой проблемой для реинтеграции этих территорий является то, что большинство легитимных институтов государственной власти, с 2014 года на оккупированных территориях уничтожено. Для этого нужно, чтобы большой акцент в деятельности МТА уделялось именно тому, чтобы как можно быстрее восстановить эти украинские государственные институты. Также, по его словам, надо сразу ориентировать людей, которые пока живут в оккупации, как именно будет происходить реинтеграция, кто и за что будет отвечать.

Алексей Семений также акцентировал, что, несмотря на переходный статус территорий, ситуация там должна регулироваться исключительно законодательством Украины. Что касается военных преступлений, совершенных членами вооруженных формирований, то дела по ним должны быть переданы в Международный уголовный суд.

Эксперт также отметил, что для запуска МТА очень важное значение будет иметь позиция Российской Федерации, поскольку без конструктивного подхода с ее стороны, Международная временная администрация вряд ли будет запущена.

— Мы должны понимать, что без нахождения определенного решения с РФ - будет ли это напрямую или через международные механизмы, действующая Международная временная администрация на Донбассе вряд ли может быть запущена. Ну разве что с РФ произойдет нечто катастрофическое.

Напомним, в интервью QHA заместитель директора по международным вопросам Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Михаил Самусь подчеркнул, что миротворческая миссия является не самоцелью, а инструментом для восстановления суверенитета Украины на Донбассе. Он также отметил, что нельзя просто выпустить Россию с Донбасса, не наказав ее за преступления против украинского народа.

QHA