КИЕВ (QHA) -

Конвоирование украинскими силовиками торговых судов в Азовском море вряд ли целесообразно вводить, поскольку оно не позволит полностью обезопасить судна от задержки и досмотра российской стороной.

Такое мнение агентству QHA высказал главный редактор Black Sea News, руководитель проекта «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко, комментируя возможные варианты защиты судов, следующих в украинские порта Азова от задержки и досмотра их береговой охраной России.

Андрей Клименко напомнил, что на прошлой неделе РФ резко изменила тактику блокады украинских портов - перенесла акцент задержек на Керченский пролив. Возможно, в том числе этому способствовала штормовая погода со шквалами, при которых катера береговой охраны ФСБ РФ не могли выходить в море. В то же время, даже после восстановления хорошей погоды, Россия не отказалась от задержек возле пролива, а начала использовать обе точки.

— На прошлой неделе 14, 16, 17, 18, 20 июля был сильный ветер, при таких условиях малые катера не рискуют выходить в море. Поэтому они (россияне) это "компенсировали" увеличением времени задержки перед Керченским проливом. А когда погода стабилизировалась - не отменили эту "компенсацию", но при этом вернулись к задержкам посреди моря.

По словам Андрея Клименко, в настоящее время Россия проводит к задержание судов во внутреннем море (где действуют и российские, и украинские пограничники), так и задержание их на входе в Керченский пролив, где ситуацию контролируют исключительно россияне.

Именно поэтому, в случае активизации защитных действий украинскими силовиками в Азовском море, в частности, путем введения конвоирования, российская сторона просто станет активнее применять задержки на входе в Керченский пролив. Впрочем, эксперт акцентирует, что Украина все равно должна применять защитные меры на Азове, в частности, патрулируя в тех местах, где россияне чаще всего задерживают судна. Он продемонстрировал на карте, где именно это происходит.

— Конвоирование особого смысла не имеет - все равно перед Керченским проливом будут держать, сколько захотят. А вот патрулирование в районе моря, где дежурят катера ФСБ вблизи Бердянска, я бы, например, сделал - демонстрационно, чтобы не выглядеть беспомощными.

Спикер Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян в разговоре с QHA отметил, что катера ГНСУ проводят активное патрулирование в Азовском море, а вот что касается конвоирования торговых судов, то такие полномочия для службы не предусмотренные законодательством. Он также отметил, что имеющиеся в распоряжении службы патрульные катера не приспособлены к ведению конвоя. В то же время, отсутствие законодательных и технических возможностей для конвоирования торговых судов у пограничников не означает, что такие обязанности не могут быть возложены на другие силовые структуры.

— Законодательством Украины, законом о государственной пограничной службе четко определены полномочия ГНСУ. На данный момент нигде, ни в каком законодательном акте на Государственную пограничную службу не возложены обязанности по поводу конвоирования судов. Любые подобные действия или инициативы должны во-первых быть законодательно закреплены, а во-вторых, те, на кого это может быть возложено, должны быть в состоянии это обеспечить. Наши катера, предназначены для патрулирования, они не предназначены для конвоирования торговых судов. Поэтому нет оснований сейчас говорить о реальности этой перспективы (конвоирования силами пограничников - ред.).

Вместе с тем, Олег Слободян отметил, что украинские пограничники проводят регулярные патрулирования в Азовском море. Он привел пример, как появление украинских катеров и вежливое предупреждение российских силовиков о нежелательности их присутствия отпугнула россиян и заставила их вернуть к российским берегам. Таким образом находившиеся в этом районе украинские рыбаки были защищены от возможного задержания.

— Буквально на прошлой неделе был случай, когда мы получили информацию, что к месту, где находятся наши рыбаки, маленькие рыбацкие шхуны, приближается российский патрульный катер. Наша корабельная катерная группа выдвинулась в данный квадрат. Мы предупредили российский патрульный катер о том, что ему не стоит находиться в этом районе, он развернулся и последовал к берегам Российской Федерации.

Напомним, с апреля текущего года Россия начала активно задерживать и досматривать суда, направляющиеся в украинские порты Азовского моря. Ранее РФ не осуществляла такие досмотры и сейчас использует их как элемент экономического и политического давления на Украину. За это время было задержано около 150 судов, в том числе и иностранных. Кроме того, Россия объявляет районы Азовского моря "районами учений с боевыми стрельбами", чтобы сделать невозможным прохождение там торговых судов. С 2004 года Азовское море считается морем внутреннего пользования для обеих стран и каждая сторона может свободно передвигаться по бассейну Азовского моря.

Президент Украины Петр Порошенко недавно заявил, что приказал министру обороны, начальнику Генерального штаба и командующему военно-морских сил Украины принять необходимые меры, чтобы остановить российские провокации при прохождении судами Азовского моря и Керченского пролива.

Эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь высказал предположение, что Украина может ввести конвоирования торговых судов для защиты их от российских провокаций.

QHA