В последние дни значительно активизировалось автомобильное движение через неконтролируемый участок российско-украинской границы на Донбассе.
Такие данные следуют из недельного обзора от Миссии наблюдателей ОБСЕ на приграничных с Украиной российских блокпостах Гуково и Донецк за период 9-16 января 2018 года (миссия работает на территории РФ по просьбе российского правительства).
По информации миссии, на обоих пунктах пропуска почти в 2,5 раза возросло количество грузовых автомобилей, пересекающих границу в обоих направлениях. По сравнению с предыдущей неделей, общее количество грузовиков выросло с 218 до 568 (177 последовало через Гуково, 391 — через Донецк). Из этого количества 340 машин направлялись на территорию Российской Федерации, а 228 в Украину (районы ОРДЛО). Большинство машин имели украинские номерные знаки, выданные в Луганской области.
Также более чем вдвое — с 27 до 74 — возросло количество автоцистерн, которые пересекают границу в обоих направлениях. Большинство автоцистерн имеют знаки опасности, указывающие, что они перевозят пропан или смесь пропана с бутаном.
За последнюю неделю почти вдвое выросло количество пассажирских и грузовых минивэнов, пересекающих неконтролируемую границу (речь идет о грузовых минифургонах: легкие грузовые автомобили с максимальной допустимой массой более 3,5 т и не более 7,5 т). По сравнению с предыдущей неделей, количество грузовых микроавтобусов выросло с 92 до 135 (69 направлялись в Россию и 66 — в Украину). Миссия ОБСЕ отмечает, что фиксирует минивэны преимущественно с украинскими номерами, выданными в Луганской области; однако часто видят и минивэны, зарегистрированные в Российской Федерации.
В то же время за последнюю неделю сократилось количество грузовых поездов, пересекающих неконтролируемую границу — недалеко от пункта пропуска Гуково их было зафиксировано 13 против 19 за предыдущий период (7 поездов ехали в РФ, а 6 — в Украину).
Кроме того, 11 января в 15:48 наблюдатели в Гуково увидели российский военный вертолет Ми-8, который пролетал как вдоль границы с Украиной, так и над территорией России.
Миссия не объясняет, чем может быть обусловлено такое значительное увеличение автомобильных перевозок через неконтролируемую российско-украинскую границу. В то же время можно предположить, что одной из причин является завершение новогодних и рождественских праздников. Например, предыдущий всплеск перевозок был зафиксирован за несколько дней до нового года.
Стоит также отметить, что миссия ОБСЕ, которая работает в Гуково и Донецке на территории РФ, информирует об упомянутых пересечения границы Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ, патрулирует украинскую территорию, включая оккупированной. Однако в СММ жалуются, что боевики ограничивают их в доступе в приграничные районы и неконтролируемой участка границы, а также не дают гарантий безопасности для открытия патрульных баз на территории ОРДЛО, которые могли бы сделать мониторинг приграничных районов эффективным.
Недавно в интервью журналистам первый заместитель главы СММ ОБСЕ Александр Хуг отметил, что если бы СММ получила от боевиков необходимые гарантии безопасности, они могли бы открыть передовые патрульные базы, в частности, в Амвросиевке и в Антраците, и это позволило бы СММ мониторить авто- и железнодорожные пути, пролегающие через границу.
— Если мы говорим про Амвросиевку, мы могли бы осуществлять мониторинг очень важного железнодорожного сообщения с Российской Федерацией, а в случае с Антрацитом мы могли бы осуществлять мониторинг важного автодорожного сообщения. Это именно дорога, по которой пересекается граница между Украиной и Россией, — отметил Хуг.
Пока, чтобы добраться до границы, патрулям ОБСЕ приходится преодолевать значительное расстояние и проходить через несколько блокпостов боевиков. В итоге на момент прибытия патруля, боевики время подготовиться и скрыть нежелательные для постороннего факты (наличие российской техники и т.д.).
Как сообщало QHA, на сегодня Украина не контролирует 400-километровый участок государственной границы с РФ в зоне конфликта на Донбассе. Согласно данным разведки и украинских чиновников, через этот участок в Украине (ОРДЛО) с РФ в значительных объемах постоянно поставляется вооружение, военная техника, боеприпасы и топливо для пророссийских оккупационных корпусов на Донбассе, а с оккупированной территории Украины в РФ вывозятся материальные ценности, в том числе украинские заводы, уголь, металл, зерно и т.д. По информации военных экспертов, именно железнодорожным транспортом на оккупированную часть Донбасса с РФ завозится тяжелая военная техника.
Украина неоднократно настаивала на необходимости ввести контроль над этим участком как минимум со стороны международных наблюдателей (например, создать вдоль границы с украинской стороны 6 постоянных патрульных баз ОБСЕ). Однако Россия и пророссийские боевики всячески противодействуют этому. Несмотря на то, что мандат СММ ОБСЕ распространяется на всю территорию Украины, в том числе и ОРДЛО, наблюдатели не имеют свободного и постоянного доступа ко всему периметру неконтролируемой границы.
QHA