КИЕВ (QHA) -

На прошлой неделе активизировались грузоперевозки различными видами транспорта через неконтролируемый участок российско-украинской границы в районе межгосударственного конфликта на Донбассе. Такие данные следуют из недельного обзора Миссии наблюдателей ОБСЕ на российских блокпостах Гуково и Донецк за 16-23 мая 2017 года (миссия работает по просьбе российского правительства).

Так, за этот период наблюдалось увеличение в 1,5 раза числа грузовых автомобилей, пересекающих границу в обоих направлениях на обоих пунктах пропуска. По сравнению с предыдущей неделей, общее количество грузовых автомобилей увеличилось с 488 до 701 (225 следовали через «Гуково», и 476 - через «Донецк»). Из этого количества 415 машин направлялись в Российскую Федерацию и 286 - в Украину (QHA: подразумевается - на подконтрольные пророссийским боевикам территории ОРДЛО).

Также почти вдвое увеличилось количество грузовых микроавтобусов, которые пересекали неконтролируемый Украиной участок границы в обоих направлениях на обоих пунктах. По сравнению с предыдущей неделей, количество грузовых микроавтобусов увеличилось с 151 до 236; 109 направлялись в РФ и 127 в Украину (ОРДЛО). Кстати, наблюдатели фиксировали минивэны не только с украинскими номерными знаками, но и зарегистрированные в России.

Наблюдатели зафиксировали и большое количество железнодорожных составов, следовавших неподалеку от «Гуково» через неконтролируемую границу как в Украину (ОРДЛО), так и в РФ — 23 эшелона. В течение отчетной недели 14 поездов ехали из Украины (ОРДЛО) в РФ, а 9 - в обратном направлении. По сравнению с позапрошлой неделей количество поездов возросло незначительно (тогда было зафиксировано 22 поезда). Но если сравнивать с первой неделей мая, когда границу пересекли 11 составов, то увидим, что их количество увеличилось более чем вдвое.

В то же время, миссия в российском Гуково не предоставляет информацию о том, что перевозилось теми поездами и сколько вагонов они имели, заявляя, что «Визуальное наблюдение было невозможно из-за линии деревьев, расположенных между железнодорожными путями и наблюдательным пунктом, а также в связи с неблагоприятными условиями освещенности». Миссия в Гуково информирует об этих поездах СММ ОБСЕ в Украине, но наблюдатели СММ также не могут отследить характер их грузов, поскольку боевики препятствуют наблюдателям в допуске к неконтролируемому участку украинско-российской границы. Кроме того, мандат СММ не предусматривает инспекцию содержания вагонов, однако наблюдатели могут осуществлять визуальный осмотр внешнего вида вагонов и платформ.

Впрочем, стоит вспомнить, что на прошлой неделе СММ ОБСЕ видела на территории ОРЛО грузовой поезд с 10 пустыми вагонами на северо-восточной окраине подконтрольного «ЛНР» пгт Урало-Кавказ (46 км юго-восточнее Луганска), который двигался с юго-востока на запад.

Как сообщало QHA, на сегодня Украина не контролирует 400-километровый участок государственной границы с РФ в зоне конфликта на Донбассе. Согласно данным разведки и украинских чиновников, через этот участок в Украину (ОРДЛО) из РФ в значительных объемах постоянно поставляется вооружение, военная техника, боеприпасы и топливо для пророссийских оккупационных корпусов на Донбассе, а с оккупированной территории Украины в РФ вывозятся материальные ценности, в том числе, украинские заводы, уголь, металл, зерно и др. По информации военных экспертов, именно железнодорожным транспортом на оккупированную часть Донбасса из РФ завозится тяжелая военная техника.

Украина неоднократно настаивала на необходимости ввести контроль над этим участком как минимум со стороны международных наблюдателей (например, создать вдоль границы с украинской стороны 6 постоянных патрульных баз ОБСЕ). Однако Россия и пророссийские боевики всячески противодействует этому. Несмотря на то, что мандат СММ ОБСЕ распространяется на всю территорию Украины, в том числе и ОРДЛО, наблюдатели не имеют свободного и постоянного доступа ко всему периметру неконтролируемой границы.

Постоянный представитель Украины при международных организациях в Вене Игорь Прокопчук на 1145-м заседании Постоянного совета ОБСЕ 11 мая 2017 акцентировал, что крайне важно добиваться постоянного мониторинга на неконтролируемом участке российско-украинской госграницы. Прокопчук подчеркнул, что интенсивность движения грузов сигнализирует о масштабах незаконной торговли и поставок между Российской Федерацией и незаконными вооруженными формированиями, которые она поддерживает и которыми управляет на Донбассе.

На последнем заседании Трехсторонней контактной группы в Минске 24 мая т.г. Украина в очередной раз потребовала допустить представителей СММ ОБСЕ ко всей территории ОРДЛО, включая российско-украинскую границу, поскольку именно на участки вблизи границы, по свидетельствам самих наблюдателей, чаще всего не пускают патрули СММ ОБСЕ. Украина также предлагала создать в рамках ТКГ отдельную рабочую группу по восстановлению контроля над границей. Однако пока никакого результата нет, потому что Россия блокирует любые решения, касающиеся восстановления контроля над упомянутым участком границы.

QHA