КИЕВ (QHA) -

Не ошибусь, если скажу, что очень многие с нетерпением ждут международного песенного конкурса «Евровидение-2017». И не только для того, чтобы послушать песни от мировых кумиров. Ведь вместе с певцами уже в мае этого года столицу заполнят организованные группы туристов, которые приедут в Украину, чтобы посмотреть нашу страну, изучить ее достопримечательности, открыть для себя центр Европы и познакомиться с яркими представителями нашего неповторимого народа. 

Понятно, что для масштабной монетизации турпоездок в налоговые поступления для госбюджета нужна огромная подготовительная работа госучреждений в части презентации нашей страны.

Департамент туризма МЭРТ работает на 31 млн грн

Ключевое ведомство в процессе продвижения Украины в мировые топы стран, которые извлекают существенный доход из тех поступлений, которые приносит туристическая сфера, является департамент туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины.

Согласно информации официального сайта МЭРТ, госбюджетом нашей страны на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий в сфере туризма и курортов в сумме почти 31 млн грн. Однако уже в октябре 2016 года было прекращено финансирование расходов на выставки за счет общего бюджетного фонда.

Такие новации дали возможность использовать средства госбюджета для организации участия нашей страны в международных и национальных туристических выставках и ярмарках.

Также 10 марта члены правительства одобрили внесение изменений в постановления КМУ № 117 и № 710, которые позволят осуществлять бюджетное финансирование участия Украины в туристических событиях. Кроме того, эти нововведения позволяют производить предварительную оплату товаров и услуг, закупаемых в рамках бюджета, и связанных с участием в туристических мероприятиях.

- В мировом информационном пространстве не хватает актуальной и содержательной информации о туристических возможностях Украины. Отсутствие качественных маркетинговых мероприятий негативно сказалось на имидже Украины и привело к резкому спаду объема въездного туристического потока. Следует усилить интерес к Украине как туристического направления, это является важной составляющей информационной политики и продвижения интересов Украины за рубежом, - отметил первый вице-премьер министр, министр МЭРТ Степан Кубив.

Он также сообщил, что МЭРТ подготовило список 15 ключевых выставочных туристических мероприятий, на которых нужно, как минимум, разместить национальный стенд Украины.

- В прошлом году подобные выставки посетило 600 тыс человек. При этом каждый посетитель выставки потенциально является туристом для Украины. Это означает, что он готов потратить не менее 500 евро на поездку, которая будет длиться 3-5 дней, - отметил заместитель министра экономического развития и торговли Украины Михаил Титарчук.

Возрождению отрасли поможет конкуренция и…Китай?

Во вторник 14 февраля в Комитете ВРУ по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма состоялся разговор о том, в каком положении сегодня находится национальная туристическая отрасль.

Дискуссия в стенах комитета в этот раз была на повышенных тонах. В частности, секретарь комитета, председатель подкомитета по вопросам развития туризма, курортов и рекреационной деятельности Анна Романова напомнила о важной роли ВРУ, как законодательного органа в парламентско-президентской республике.

- Дело в том, что наш комитет занимался, и много сделал в части привлечения внимания государства при формировании государственной политики в сфере въездного и внутреннего туризма, способных оживить нашу слабую экономику. Но мы очень обеспокоены тем, что нас уже в который раз подряд на заседания комитета не является ни один представитель МЭРТ, к сфере ответственности которого относится туризм, - сообщила Романова.

Она также сообщила, что в прошлом году по инициативе комитета были проведены масштабные парламентские слушания, организация которых легла на его плечи.

- Более того, мы взяли на себя бюджетный процесс и его формирование. Потому что профильный департамент туризма, который подчинен МЭРТ, не подал бюджетной заявки на финансирование туристической отрасли в 2017 году. И только потом, во втором повторном чтении, только благодаря письму комитета и нашему предложению по бюджету добавили финансирование туристической отрасли на сумму 35 млн грн, - отметила нардеп.

Анна Романова также сообщила, что «не знает, как тратятся выделенные на туризм деньги», призвав дать принципиальную оценку деятельности МЭРТ в сфере развития туризма, курортов и рекреационной деятельности.

Поддержал свою подчиненную и голова парламентского Комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Артур Палатный, призвав МЭРТ безотлагательно принять стратегию развития туризма и курортов Украины до 2026 года и утвердить государственную целевую программу развития туризма и курортов до 2022 года. А также разработать и представить на рассмотрение ВРУ проект закона о внесении изменений в ЗУ «О туризме».

Справедливости ради, надо сказать, что представители КМУ в этот день все-таки прибыли на заседание профильного комитета ВРУ, и столкнулись в дверях с Анной Романовой.

На вопрос корреспондента QHA директор департамента туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины Иван Липтуга ответил так:

-  Замминистра МЭРТ задержался на полчаса. Что касается выделенных на 2017 год средств на развитие туризма в Украине, то порядок использования денег пока не утвержден, поэтому их просто физически не могут тратить. Причем порядок использования данных средств определяет КМУ.

Что ж конкуренция правительства и парламента является современной и полезной тенденцией, которая уж точно не даст забыть, что даже во время гибридной войны на Востоке Украины необходимо заниматься развитием туризма.

Подтверждением данного тезиса является то, что на ранее упомянутом заседании секретарь комитета, председатель подкомитета по вопросам развития туризма, курортов и рекреационной деятельности Анна Романова отметила важность того, что исполнительная власть в сфере туризма делает определенные шаги для привлечения туристов в Украину.

- В частности, для того, чтобы привлекать в Украину жителей Китая. На сегодня эта страна, имея миллиардное население, не пускает в нашу страну большое количество организованных групп туристов. Дело в том, что Китай, в некоторой степени, закрытое государство и для того, чтобы обмениваться туристическими группами с Украиной необходимо на уровне государств подписать определенные меморандумы, - проинформировала нардеп.

Она сообщила, что проводит мероприятия с туроператорами Украины, работающими на въездной туризм для их коммуникаций с туроператорами Китая для подписания определенных меморандумов и подготовки туристической продукции.

- Китайцам для этого нужен представитель власти, который гарантирует безопасность зарубежных туристов в Украине. Я думаю, что это важные шаги, и мы будем делать все для того, чтобы запустить этот проект, - резюмировала Романова.

Сравнивая европейские бюджеты Украины

Простое сравнение бюджетов, которые расходовались Украиной на собственную презентацию в разные годы ее существования, позволит понять, на каком уровне находится развитие туристической отрасли на сегодняшний день.

Если вспомнить масштабы и бюджеты, с которыми у нас в стране проводился чемпионат Евро-2012, то к достижениям прошлой власти можно отнести выделение на промоушен государства за три года около 100 млрд грн. На то время это составляло  примерно четверть бюджета страны, 80% из которых - государственные средства.

Было построено и реконструировано 4 стадиона и аэропорта (Киев, Харьков, Донецк, Львов). Кроме того, Украина получила скоростные поезда ("Интерсити+"). И еще, что очень важно – под Евро-2012 были капитально отремонтированы и построены  2 тысячи км автодорог.

Бюджет Евровидения-2017 значительно скромней. Согласно официальной статистике, КМУ выделил Госкомитету телевидения и радиовещания 450 млн гривен из резервного фонда на мероприятия по проведению международного песенного конкурса Евровидение-2017. Об этом на заседании правительства заявил первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Степан Кубив.

При этом, согласно другой информации, смета песенного конкурса выросла с 656 млн гривен (с 200 млн гривен прибыли) до 856 млн гривен (без прибыли). Именно это, согласно информации СМИ, послужило толчком для выхода из проекта 21 человека, которые включали коммерческую составляющую и двух исполнительных продюсеров.

Сравнивать выделенные на Евро-2012 и Евровидение-2017 миллиардные инвестиции в промоушен Украины с 32 миллионами, выделенными на целую отрасль, в национальных масштабах - занятие неблагодарное. Хотя можно помечтать о повторении успеха (и прибыли), которые имели место в 2012 году.

Тогда, комментируя ситуацию, связанную с увеличением потока туристов из-за футбольного чемпионата, директор Центра туристической информации Владимир Царук отмечал:

- Интерес к Украине из-за футбольного чемпионата был огромный: поток интуристов в 2012 г. вырос на 40% по сравнению с 2011 г. Уже в 2013-м мы увидели ожидаемый спад, но все равно иностранцев у нас побывало больше, чем в 2011-м. Поехали шведы, англичане, немцы...

Что ж, несмотря на сложную экономическую ситуацию в Украине, можно сделать один простой вывод - для полномасштабной работы с привлечением туристов в Украину, повышением ее привлекательности для инвестиций просто провести еще одно громкое мероприятие недостаточно. 

Например, информация даже европейских СМИ о том, что в апреле во Дворце спорта в Киеве пройдет Чемпионат мира по хоккею 2017 года в Дивизионе 1А, вряд ли привлечет большое количество болельщиков. Поскольку на подготовительную работу по презентации нашего государство нужно уже сегодня выделить гораздо больше средств, чем это сделано.

Ибо до сих пор не отменена аксиома о том, что нельзя получить прибыль, не вкладывая в бизнес достаточного объема средств. Или, перефразируя – скупой платит дважды.

Эдуард Солодовник    

QHA