КИЕВ (QHA) -

Завтра в Верховной Раде состоится День окружающей среды, на котором планируют вынести на рассмотрение три ключевых экологических законопроекта, принятие которых является частью обязательств Украины перед международными партнерами в плане сближения украинского законодательства с законодательством ЕС.

Речь идет о законопроектах: "Об оценке воздействия на окружающую среду" (№2009 а-д), "О стратегической экологической оценке" (№3259) и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения интегрированных подходов к управлению водными ресурсами по бассейновому принципу" (№3603).

Об этом сегодня сообщил заместитель министра экологии и природных ресурсов по вопросам евроинтеграции Николай Кузьо на круглом столе в Институте Горшенина, который был организован совместно с Реанимационным пакетом реформ. Заместитель министра акцентировал внимание на том, что дальше откладывать с принятием этих законопроектов нельзя.

 - Любое дальнейшее затягивание с этими законами неприемлемо.

Замминистра также напомнил, что оценка воздействия на окружающую среду является одним из требований практически любого кредита, гранта, проекта помощи, которые получает Украина. Однако, пока процедура и правила этой оценки законодательно не определены. А упомянутые законопроекты призваны урегулировать этот вопрос.

- Украина часто берет кредиты. Это могут быть кредиты Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка. Украина активно привлекает различные технические проекты, различные гранты на развитие. Так вот обычной практикой в ​​большинстве этих проектов является учитывание оценки воздействия на окружающую среду любой деятельности, которая осуществляется в рамках этих проектов.

Заместитель министра также отметил, что Украине стоит усилить экологическую составляющую в целом в национальной политике.

В свою очередь, секретарь комитета ВР Украины по вопросам экологической политики, нардеп Остап Еднак также добавил, что на Украину оказывают давление европейские партнеры, которые требуют выполнить обязательства по договору об ассоциации и принять эти законопроекты.

- Европейское энергетическое сообщество направило месяц назад жалобу о том, что, поскольку мы не выполняем наши обязательства, наше членство в этом органе может быть приостановлено. Это очень реальные угрозы, которые мы не можем себе позволить.

По словам нардепа, большой бизнес до последнего не хотел принимать закон об оценке воздействия на окружающую среду, так как введение в действие этого закона переводит предпринимателей в европейские, прозрачные и ответственные, стандарты ведения бизнеса, а сейчас «можно строить в любом месте, а затем легализовать настроенное за взятки».

- Завтра у нас будет или победа или позор - отметил Остап Еднак.

Эксперты также отмечают, что законопроект об оценке воздействия на окружающую среду позволит бизнесу получить четкие процедуры и правила.

По словам эксперта группы РПР-окружающей среды; эксперта по вопросам экологической политики Института общественно-экономических исследований Татьяны Тевкун, положительным в законопроекте является то, что в нем полностью прописана и процедура, и критерии - кто должен получать ОВД (оценку воздействия на окружающую среду), а кто - нет. Поэтому бизнес сразу может понять, подпадает ли он под оценку воздействия на окружающую среду или нет. В частности, проект выводит малый бизнес из-под необходимости проводить оценку воздействия на окружающую среду, кроме того, этим законом отменяется существующая сейчас экологическая экспертиза.

- Определен четкий перечень, даже с градацией. например, ТЭЦ и ТЭС буду подпадать, когда в них 50 МВт мощности. Это убирает небольшие котельные и другие объекты. Или, например, производство целлюлозы подлежит оценке воздействия на окружающую среду, только если это будет 200 тонн в сутки, то есть, это крупное предприятие.

Также Татьяна Тевкун отмечает, что в законе закладывается возможность конструктивного диалога с общественностью, в частности, он позволит инвестору договориться с общественностью еще на стадии планирования строительства какого-либо объекта.

Как отмечает главный эксперт групп Реанимационный пакет реформ - окружающая среда; эксперт проекта ЕС «Поддержка Украины в аппроксимации законодательства ЕС в сфере окружающей среды» Дмитрий Скрыльников, эти законопроекты призваны предотвратить появление экологических проблем и загрязнения в будущем. Кроме того, предпринимателю, когда он играет по прозрачным правилам, гораздо проще вести бизнес, в том числе, за рубежом. 

- Эти три законопроекта - первоочередные в повестке дня Украина-ЕС и первоочередные для того, чтобы изменить систему управления окружающей средой для более эффективного его сохранения, а также для обеспечения четких и прозрачных правил ведения бизнеса.

Корреспондент QHA поинтересовался - должны ли будут в случае вступления в силу этих законов получать соответствующие украинские документы субъекты, которые сейчас функционируют на территории временно оккупированного Крыма. Поскольку де-юре территория Крыма считается украинской, соответствующий вопрос может возникнуть после завершения российской оккупации Крыма в отношении тех, кто начинал какие-то строительства в промежутке между вступлением в силу упомянутых законов и моментом деоккупации.

По словам Дмитрия Скрыльникова, прямо закон не регулирует эти вопросы (о получении ОВД бизнесменами, которые будут строить объекты в пока оккупированном Крыму после вступления в силу упомянутых экологических законов в Украине - QHA). В то же время, в законе указывается, что реализация деятельности без получения ОВД запрещается. Поэтому, вероятно, этот вопрос в будущем потребует отдельного закона, предположил он.

- Скажем, даже процесс строительства пресловутого Керченского моста - он также требует выяснения - поскольку такое строительство уже может содержать вредное воздействие на окружающую среду. И кстати, это вредное влияние будет ощущаться многими странами Черноморского региона.

Эксперт также отметил, что Украина должна мониторить выполнение всех своих международных обязательств и фиксировать факты причинения экологического ущерба в акватории Азовского и Черного морей, в том числе, на шельфе оккупированного Крыма. А нанесенный украинским водным ресурсам вред должен быть обсчитан и затем предъявлен на компенсацию.

Вместе с тем, эксперт проекта ЕС "Поддержка Украины в аппроксимации законодательства ЕС в сфере окружающей среды" Сергей Выхрист заметил, что некоторые бизнесмены, которые вынуждены работать на временно оккупированных территориях, дважды оформляют разрешительные и иные документы на ведение хозяйственной деятельности (в том числе, в соответствии с украинским законодательством, чтобы потом не возникало вопросов по легальности их бизнеса). Поэтому бизнесменам, которые будут заниматься строительством в Крыму в период оккупации, стоит подстраховаться и в украинском законодательном поле:

- Я бы призвал тех субъектов хозяйствования, которые просчитывают свой бизнес на много лет вперед, и которые предполагают на перспективу осуществлять хозяйственную деятельность и в Украине, и за рубежом, пройти те процедуры, которые определяют эти экологические законы. Это можно будет сделать, поскольку в этих законах никоим образом не выделяются временно оккупированные территории (в частности, Крым).

Напомним, 4 октября 2016 года в Верховной Раде состоится День окружающей среды. В этот день запланировано рассмотрение во втором чтении и возможно принятие трех ключевых законопроектов в сфере охраны окружающей среды: проект закона "Об оценке воздействия на окружающую среду" (№2009 а-д), "О стратегической экологической оценке" (№3259) и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения интегрированных подходов к управлению водными ресурсами по бассейновому принципу" (№3603).

Закон об оценке воздействия на окружающую среду регулирует отношения преимущественно предприятий и государственных органов. Предприятие, планируя тот или иной вид деятельности или строительство какого-то объекта, должно учитывать экологические аспекты.

Стратегическая экологическая оценка - это преимущественно отношения органов публичной власти. Они формируют государственную политику в определенных сферах, они отвечают за развитие городской и сельской инфраструктуры. Речь идет о возможности оценить возможные последствия на 5-10-15-20 лет вперед.

Упомянутые законопроекты были приняты в первом чтении в апреле текущего года, хотя должны были быть приняты еще три года назад.

QHA