КИЕВ (QHA) -

Законопроект Петра Порошенко от 13.03.2017 № 6175, «О гражданстве Украины», появление которого многие связывают с выявлением украинскими правоохранителями дополнительных гражданств у бывшего главы ДФС Романа Насирова, в понедельник стал причиной активной дискуссии.

Широкий круг экспертов, которые высказались относительно необходимости неотложного рассмотрения проекта ЗУ № 6175, свидетельствует о злободневности и актуальности затрагиваемых президентом Порошенко вопросов. Среди тех, кто в этот день высказал свое мнение и озвучил риски данного документа, были замглавы парламентского комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Георгий Логвинский и директор департамента международного сотрудничества ТПП Украины Геннадий Болдырь. 

Свою лепту в обсуждение внесли также председатель правления ассоциации «Профессиональное правительство» Роман Рубченко, председатель правления «Европейского Руха Украины» Вадим Трюхан, председатель Украинского всемирного координационного совета Михаил Ратушный, а также основатель и президент хай-тек-холдинга «KM Core» Евгений Уткин.

В чем заключаются правовые коллизии президентского законопроекта?

Виолетта Москалу сообщила, что законопроект № 6175 от 13.03.2017 г. поднял большую волну дискуссии, поскольку содержит норму автоматического лишения украинского гражданства в случае наличия гражданства другой страны.

 Я коротко напомню, почему со стороны различных организаций иностранных, украинских и диаспоры молодых экспатовкспат – от лат. ex patria «вне родины» сленговое название для иностранных специалистов. – Ред.) поднялась такая большая волна протестов в сетях, почему были написаны различные заявления, письма в Администрацию президента Украины, различным народным депутатам,  начала Москалу.

Президентским законопроектом был затронут целый комплекс вопросов, для обсуждения которого требуется большая дискуссия. Первый важный момент, по мнению спикера, заключается в том, что зарубежные украинцы являются важным ресурсом для нашей страны.

Они очень много сейчас делают для преодоления кризиса в Украине в мире, помогают финансово. И даже предположение о том, что данная норма станет действующей, было воспринято ими весьма неоднозначно, отметила Виолетта Москалу.

Как гласит статья 4 Конституции Украины 1996 года: «В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом». В то же время статьей 25 установлено, что «гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство».

При этом ключевым принципом законодательства, содержащимся в статье 2 Закона Украины «О гражданстве Украины», является единое гражданство это «гражданство государства Украина, что исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины».

В то же время пунктом 1 статьи 19 Закона «О гражданстве Украины» установлено, что основанием для прекращения гражданства Украины является «добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства».

Фактически, на сегодняшний день Украина не признает существования у своих граждан гражданства других стран, о чем идет речь в формулировках ст. 2 ЗУ «О гражданстве»: «если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств», или «иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины».

Между понятиями «не признает» и «запрещает» – существенная разница. В некоторых случаях Украина позволяет своим гражданам иметь другое гражданство, но относится к таким бипатридами (бипатрид – гражданин двух государств. – Ред.) так, будто других гражданств у них нет, то есть сумма их гражданских прав и обязанностей идентична правам и обязанностям монопатридов.

Распространенное у нас ошибочное мнение о категорическом запрете двойного гражданства в Украине происходит из неверной трактовки законодателями ст. 4 Конституции: «В Украине существует единое гражданство». Слово «єдиний» в украинском языке имеет два значения: «единственный» и «общий, неделимый». Создатели Конституции подразумевали эту амбивалентность понятия, а законодатели поняли его лишь во втором значении.

Какие риски содержит проект нового закона?

Отметим, что, согласно статистике, Украина имеет наибольшую диаспору в мире, насчитывающую до 20 миллионов человек. Причем эта диаспора никогда не была оторвана от Украины, поскольку наши земляки за рубежом всегда помогали своей родине, особенно после событий 2014 года.

 Хочу обратить ваше внимание на то, что финансовая помощь  те денежные переводы, которые поступают в Украину от наших «заробитчан», достаточно объемны. Так, согласно данным 2012 года, они измерялись в 7,5 млрд американских долларов. На 2012 год это составляло 4% ВВП, сообщила Виолетта Москалу.

При этом общий объем прямых иностранных инвестиций в 2012 году составил 6 млрд долларов США.

То есть украинская экономика потеряла бы 7% своего потенциала из-за отсутствия стимулирующего влияния трансфертов. А увеличение объема денежных переводов от «заробитчан» на душу населения всего лишь на 10% приведет к сокращению на 3,5% доли людей, живущих за чертой бедности,  проинформировала представитель «Global Ukrainians».

Чем еще эти люди могут быть полезны Украине кроме того, что перечисляемые ими деньги поддерживают национальную экономику и идут на развитие бизнеса? Зарубежные украинцы стали так называемыми народными послами, лоббистами национальных интересов Украины на международной арене.

В мире в последние годы появилось более ста новых международных движений на глобальном уровне. Из-за недостатка сотрудничества с этими организациями, в частности, была создана наша организация сеть «Global Ukrainians». Наша цель создать благоприятные условия для развития сети народных дипломатов, молодых украинцев, которые представляют и осваивают наши интересы в европейских международных институтах, пояснила Виолетта Москалу.

Она также сообщила, что в Мировом банке сегодня работают 120 бывших украинских граждан, которые создали группу. Эти люди являются высококвалифицированными экспертами, которые могут способствовать, например, предоставлению инвестиций и решению важных для экономики Украины вопросов.

Многие выходцы из Украины работают в государственных учреждениях ЕС, в социальной сети ФБ, в компаниях Google, Amazon. Некоторые преподают в очень известных мировых университетах Хаффорд, Стэнфорд, в Сиднее, в Гонконге  по всему миру, говорит Москалу.

Согласно неполным статистическим данным относительно численности украинцев, ставших гражданами США, Канады, стран ЕС, Израиля, можно говорить о 500 тысячах человек, которых может коснуться президентский законопроект.

Это тот человеческий ресурс, который может остаться за бортом Украины, не будет использован для преодоления экономического кризиса и продвижения товаров национального производителя на рынок ЕС в рамках диверсификации и переориентации с рынка РФ.

Какова международная практика по вопросам гражданства?

Большинство участников дискуссии были единодушны: определения президентского проекта ЗУ не совпадают с общепринятыми дефинициями.

В нашем случае не идет речь о двойном гражданстве, поскольку двойное гражданство предусматривает, что два государства подписали соглашение и каждое государство признает документы другой стороны соглашения. В качестве примера приведу Израиль и США. При этом в мире также существуют примеры множественного гражданства  когда человек имеет два-три гражданства. Мы посмотрели данные ООН: с 2013 года большинство стран позволяют множественное гражданство (с ограничениями и без), подчеркнула Виолетта Москалу.

Она также сообщила, что на сегодня 55% стран мира не имеют никаких ограничений по приобретению гражданства гражданами других государств. А 19% стран мира устанавливают определенные ограничения в отношении граждан, которые приобретают гражданство путем натурализации.

И только в 26% стран мира требуется автоматический отказ от предыдущего гражданства. Что характерно, в основном это наименее развитые страны Азии и Африки.

 Общемировая тенденция свидетельствует об уменьшении количества стран, которые запрещают наличие нескольких гражданств. Так, с 1960 года количество таких стран сократилось с 60% до 30%. Виной тому – плохая демография и борьба за квалифицированные кадры, вне зависимости от того, в какой стране родился специалист, отметила Москалу.

В качестве одного из примеров она привела законодательство Латвии. Эта прибалтийская страна разрешила своим гражданам также получать гражданства стран, входящих в состав Евросоюза и НАТО, при этом исключив возможность приобретения гражданства РФ.

ФОТО: интернет

QHA