КИЕВ (QHA) -

Инициаторы законопроекта о внесении изменений в закон о гражданстве Украины (№8297) должны дать официальное разъяснение его положений, чтобы остановить волну информационных спекуляций на теме возможного лишения крымчан украинского гражданства.

Как передает корреспондент QHA, об этом заявил юрист Украинского Хельсинкского союза по правам человека Максим Тимочко на брифинге в УКМЦ.

По словам правозащитника, в течение недели с момента обнародования проекта документа на сайте Верховной Рады, отдельные эксперты распространяют мнение о том, что указанный законопроект предусматривает возможность лишения жителей оккупированного Крыма гражданства Украины из-за участия в выборах РФ и попытки пересечения границы Украины по паспорту РФ. Тезис о том, что Украина якобы планирует отказаться от своих граждан, активно тиражируют пророссийские СМИ в Крыму, он целенаправленно продвигается в соцсетях.

Однако анализ текста законопроекта не подтверждает такие тезисы, при этом в нем очевидны другие возможные проблемы, считают в УХСПЧ. Тимочко подчеркивает, что по мнению УХСПЧ, этот законопроект не распространяется на жителей временно оккупированной территории и даже если автор законопроекта предусматривал возможность распространения его положений на граждан, проживающих в Крыму, то такой подход явно противоречит Конституции и законам Украины и не имеет перспектив для вступления в силу. В частности, в ст.5 действующего Закона Украины об обеспечении прав и свобод на оккупированных территориях задекларирован принцип о том, что гражданство Российской Федерации, полученное в Крыму, является незаконным, не признается Украиной и не создает правовых последствий и соответственно не является основанием для потери украинского гражданства.

— Я хочу донести ключевой месседж — гражданство, которое приобретено гражданами Украины в Крыму, оно не признается Украиной как гражданство иностранного государства, эти граждане не признаются получившими статус гражданина иностранного государства. И кроме того, участие в этих выборах в Крыму является абсолютно незаконным и не может нести негативные последствия для крымчан, — подчеркивает Тимочко.

В то же время в обществе и в дальнейшем преобладает непонимание и неверная трактовка предложений законопроекта. По словам Максима Тимочко, в течение этой недели в УХСПЧ ежедневно обращаются десятки граждан с временно оккупированных территорий с одним лишь вопросом: "Как это повлияет на них, как это повлияет на их судьбу, действительно ли они будут лишаться украинского гражданства только за то, что они получили незаконный паспорт РФ?»

Во многом такое непонимание обусловлено и тем, что собственно текст законопроекта некачественно выписан, и содержит некоторые нормы, которые противоречат либо действующему законодательству, либо друг другу в рамках этого закона, отмечает юрист.

— Там была норма, касающаяся крымчан, что получение росийского гражданства на территории Крыма в результате незаконных действий органов оккупационной власти не признается добровольным. А соответственно, оно не может быть основанием для потери украинского гражданства. И тут же в этом же законопроекте закладывается противоположная абсолютно норма, которая и ввела в заблуждение многих граждан: указывается, что если гражданин Украины воспользовался избирательным или иным правом, которое предоставляет ему иностранное гражданство, или выполнил обязанности, к которым его обязывает иностранное гражданство, то это может быть отдельным основанием для потери гражданства Украины, - сказал он.

Впрочем, несмотря на большой общественный резонанс и распространение в том числе дезинформационных утверждений относительно последствий принятия законопроекта, украинская власть так до сих пор и не объяснила четко свою трактовку  его норм. Такое молчание позволяет и в дальнейшем спекулировать на некоторых статьях, предложенных в проекте, что идет не на пользу имиджу Украины как государства в глазах ее собственных граждан, проживающих в оккупированном Крыму, так и в глазах международного сообщества.

Правозащитники призывают представителей власти прокомментировать наконец этот законопроект, разъяснить обществу, что они в действительности имели в виду, и уточнить его положение в дальнейшем, когда он будет рассматриваться в профильных комитетах Верховной Рады, чтобы снять социальное напряжение и сразу расставить все точки над "і". Юрист УХСПЧ отмечает, что во время гибридной войны, вооруженного конфликта, любые законодательные инициативы, которые могут нести угрозы для имиджа Украины на мировой арене, для ее граждан, должны очень тщательно готовиться и обсуждаться с обществом.

— Даже представители Администрации президента не смогли за это время адекватно прокомментировать, что имелось в виду и не расставили необходимые акценты для общества, вследствие чего Российская Федерация использовала эту временную слабость (Украины) для пропаганды. И во всех пророссийских крымских СМИ это была самая популярная новость — что Украина якобы хочет отказаться от своих граждан и лишить их гражданства из-за того, что они были на выборах в Крыму, - говорит Тимочко.

Адвокат, член Общественного совета при Государственной миграционной службе Украины Ольга Поединок также отмечает, что нормы законопроекта прописаны некачественно, что позволяет давать им совершенно противоположные трактовки. А такие двусмысленные толкования, в случае вступления в силу, могут приводить к различным злоупотреблениям. Она также напомнила, что Украина уже законодательно определила, что не признает принудительно предоставленное крымчанам российское гражданство и оно не влечет для граждан никаких правовых последствий. И именно поэтому вопросы вызывает то, что в новом законопроекте содержится норма, которую можно трактовать как введение иного подхода к этому вопросу.

— Этот законопроект может создать параллельную правовую реальность для украинских граждан Крыма, имеющих российское гражданство, российские паспорта. У нас вопрос принудительного автоматического получения российского гражданства гражданами Украины в Крыму уже урегулирован действующим законодательством. Вместо этого мы имеем в законопроекте такую сложночитабельную конструкцию, которая текстуально и содержательно отличается от того, что мы уже имеем в действующем законодательстве, - сказала она.

Говоря о вероятности лишения крымчан гражданства за участие в недавних выборах президента РФ, Ольга Поединок также отметила, что согласно общепринятой практике закон обратной силы не имеет. Кроме того, сами выборы, которые РФ проводит на оккупированной территории, являются незаконными и не признаются ни Украиной, ни другими странами мира.

Юрист Регионального центра прав человека Виталий Набухотный также считает, что предложенный законопроект не распространяется на крымчан, которые сейчас находятся во временно оккупированном Крыму. Вместе с тем он обращает внимание на то, что даже если законопроект направлен на определенную группу лиц и если Украина даже гипотетически планирует лишить гражданства тех, кто предал государство и причастен к незаконной аннексии, то это может осложнить в дальнейшем привлечении таких лиц к ответственности.

— Украина очень заинтересована в том, чтобы привлекать к ответственности в частности лиц, которые были задействованы в оккупации Крыма, однако в то же время, если теоретически Украина лишит гражданства часть того населения, соответственно будут возникать проблемы с уголовной юрисдикцией, или с тем, как Украина потом будет решать вопрос экстрадиции и тому подобное, - сказал он.

Таким образом, считают юристы, нужно не только разъяснить нормы законопроекта во избежание дальнейших спекуляций, но и доработать его, чтобы полностью исключить двусмысленные трактовки и потенциальные риски для граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории АР Крым.

QHA