КИЕВ (QHA) -

Нынешний Кабмин двадцатый по счету в истории современной Украины и третий после Евромайдана. В отличии от второго постреволюционного правительства он сформирован не в результате парламентских выборов. Подобно первому, правительство явилось последствием переформатирования существующей коалиции, вернее – кулуарной перегруппировки парламентского провластного большинства.  

Когда-то Леонид Кучма "косметическим" образом поменял состав очередного правительства, заменив в нем лишь три-четыре фигуры. На следующий день большинство отечественных газет вышли с однотипным грибоедовским заголовком - «Ба! Знакомые все лица!» Среднестатистическому жителю Украины после долгожданного формирования правительства «не камикадзе» впору воскликнуть как герои нетленного Грибоедова, написавшего пророческую пьесу «Горе от ума».    

В новом правительстве Владимира Гройсмана сохранили свои должности целых девять (!) министров, а 14 человек - новички. Не самая грандиозная кадровая перезагрузка власти за годы Независимости, но все же весьма заметная.

Вместе с премьером Владимиром Гройсманом в новоназначенном правительстве задействовано две дюжины человек. Причем, вместо двух теперь в Кабмине будет аж шесть «вице-премьеров». Впрочем, сейчас дело  не только в количестве министров и вице-премьеров, а в полномочиях возглавляемых ими ведомств, нацеленности министерских команд на работу, свободе их маневра, готовности к радикальным, а не декларативным реформам. И, наконец, в обратной связи с избирателями, в первую очередь - с общественными активистами и волонтерами. К слову, КМУ теперь формируется не только Гарантом Конституции, но и парламентской  коалицией.

После 14-го апреля большинство оставшихся на плаву политиков и чиновников облегченно вздохнуло: формально Кабмин имеет иммунитет на целый год, а это значит, что раньше следующей весны внеочередных парламентских выборов не предусматривается. Впрочем, долгожительство, как исполнительной, так и законодательной  веток власти (в отличии от 90-х годов) сейчас зависит не только от строго прописанных формальных правил, но и от неписанных неформальных факторов, в том числе, и находящихся за пределами властного треугольника - «АПУ-ВРУ-КМУ».  

Эскалация агрессии с Востока, повышение требований перед предоставлением кредитов Запада, определенная социальная напряженность после повышение тарифов на коммуналку - все это может стать катализатором для протестных настроений отечественного политикума.

Анализируя несколько затянувшуюся премьериаду и первые две недели работы нового правительства, большинство аналитиков справедливо отметило, что процесс формирования исполнительной власти мало чем отличался от предыдущего. В результате, вместо технократического правительства и соревнования программ кандидатов на должности в высоких кабинетах вновь имеем квотно-партийное представительство.

Впрочем, наличие лишь двух политически структурированных сил в коалиции - "Блока Петра Порошенко" и "Народного Фронта", по идее, должно только усилить уровень партийной ответственности за своих представителей в правительстве и за реализацию их решений на практике.

Напомним, что «Батькивщина» Тимошенко, "Радикальная партия" Ляшка и «Самооборона» Садового-Березюка, которые участвовали в создании коалиции сразу после парламентских выборов, на новом витке политической конкуренции решили не брать на себя подобную ответственность, предпочитая ситуационную солидарность при голосовании своих фракций «за все разумное и прогрессивное».

Год пройдет, как всегда, быстро, а менять правила политической конкуренции новая «гибридная коалиция» (как ее окрестили некоторые остряки из Фейсбука), в частности, новое избирательное законодательство, похоже, никто не спешит. А это значит, что потенциальные конфликты между ветвями власти очень даже возможны.

Вполне вероятно, что торможение политической реформы и конституционных изменений, в свою очередь, обусловлено пробуксовкой Минских соглашений по Донбассу. В связи с этим отрадно, что в новом правительстве предусмотрены новые должности - вице-премьера и министра по делам оккупированных территорий. А также, что на неполитические должности заместителей многих отраслевых министров назначены технократы из числа менеджеров-реформаторов.

Заявления новых министров и членов их команд в СМИ о первоочередных шагах реформ - необходимости масштабной  приватизации и о создании условий для уменьшения монополизма  и об усилении конкуренции в реальном секторе экономики внушают определенный оптимизм.

Однако, многие отметили, что зависимость от очередного  транша Международного валютного фонда, вынуждает власть вновь прибегнуть к непопулярному повышению цен на газ. Как говорится, подсластить пилюлю призвано днями озвученное обязательство Кабмина отменить налогообложение пенсий и повысить уровень соцстандартов на 10 процентов к концу текущего года.

Одним словом, у двадцатого правительства Украины есть реальный шанс продемонстрировать стране и миру серьезность своих намерений. Но для этого первые успехи реформ должны быть ощутимы раньше, чем через год. В первую очередь, потому, что электорат устал не столько от реформаторов, сколько от имитаторов изменений.

Фото: интернет

QHA