КИЕВ (QHA) -

Украина начала готовить письменный меморандум в деле против России в Международном суде ООН, согласно графику дальнейших процедур, который был определен на совещании делегаций сторон по делу под председательством главы суда Ронни Абрахама 12 мая в Гааге.

Согласно графику, Украина должна подать свой письменный меморандум до 12 июня 2018 года, а Россия должна представить свой контрмеморандум (то есть ответ на меморандум Украины) до 12 июля 2019 года.

Спикер Министерства иностранных дел Украины Марьяна Беца в комментарии агентству QHA подробнее рассказала о дальнейшем ходе событий в Международном суде ООН.

Она отметила, что определенный для Украины срок подачи меморандума —13 месяцев — соответствует намерениям украинской стороны. Спикер МИД не считает, что такой срок каким-либо образом затягивает процесс. Наоборот, он позволит украинской стороне качественно подготовиться к рассмотрению дела по существу.

— Мы гонимся не за скоростью, а за тем, чтобы это был эффективный результат, чтобы это был уже мощный сильный меморандум с четко изложенными юридическими фактами и доказательствами. Такой срок абсолютно соответствует нашим ожиданиям. Эти 13 месяцев охватывают две конвенции, поэтому должна быть проведена очень большая дальнейшая работа по подготовке дополнительных доказательств, аргументационной базы и т.д.

Марьяна Беца отметила, что украинская сторона будет работать над подготовкой меморандума по обеим конвенциям, по которым подан иск против России, — о запрете финансирования терроризма и о запрете всех форм расовой дискриминации. Хотя меры, утвержденные вердиктом суда в апреле т.г., касались только одной конвенции (о запрете расовой дискриминации), рассмотрение дела по существу будет касаться обеих конвенции.

— Мы работаем по обеим конвенциям, поскольк наш иск против РФ касался двух конвенций. Предупредительные меры, действительно, были приняты только в отношении одной конвенции /о запрете расовой дискриминации/, но это не отменяет того, что суть дела будет касаться обеих конвенций.

Марьяна Беца также пояснила, что в ближайшее время каких-либо дальнейших процедурных мероприятий по делу в Международном суде ООН не планируется. До июля 2019 продлится письменная стадия — подготовка меморандума Украиной и контрмеморандума Россией. Если не произойдет никаких проволочек, то по итогам рассмотрения письменных документов суд определит дату начала устной стадии.

На уточняющий вопрос, не планируется ли дополнительно привлекать к подготовке меморандума какие-то юридические компании или юристов, представитель МИД сказала, что кроме тех юристов, с которыми украинская сторона уже работает, на любом этапе при необходимости можно будет дополнительно привлечь либо юриста, либо того или иного узкопрофильного специалиста. Однако основную работу будет выполнять юридическая команда, которая готовила иск и представляла интересы Украины на этапе назначения предупредительных мер.

— Мы готовимся к этому делу очень тщательно, очень взвешенно и очень профессионально, у нас профессиональная юридическая команда, как в Украине, так и за рубежом, и ежедневно идет подготовка к тому, чтобы подать эти документы /меморандум/ в суд. Юридические советники, разумеется, помогают государству в подготовке этих документов, зная практику международного суда, зная, как это все происходит в судебном порядке, но, безусловно, именно Украина подает письменный меморандум, а РФ — свой контрмеморандум.

Учитывая сроки подачи меморандумов, до рассмотрения дела Украина vs Россия по существу — еще не один год. А это значит, что Россия должна в течение всего этого срока выполнять решение о предупредительных мерах, утвержденное приказом суда 19 апреля т.г. В частности, суд ООН обязал РФ воздержаться от преследований крымских татар и их ограничений в представительстве своих интересов, включая возобновление деятельности Меджлиса. Россия также должна обеспечить возобновление полноценного образования на украинском языке в Крыму и не допускать ограничений функционирования украинского языка. Кроме того, в рамках общей практики суд требует от обеих сторон воздержаться от любых мер, которые могут ухудшить или расширить предмет спора.

Спикер МИД акцентировала, что предупредительные меры — это меры, принимаемые в срочном порядке для того, чтобы не ухудшить ситуацию до рассмотрения дела по существу. И этот приказ суда должен выполняться независимо от дальнейших стадий и дальнейшего процессуального рассмотрения дела.

Агентство QHA уточнило, как сейчас обстоит дело с выполнением Россией предупредительных мер, определенных решением суда ООН? И что делать с тем обстоятельством, что Россия уже почти месяц отказывается выполнять это решение, в частности, не возобновляет деятельность Меджлиса крымскотатарского народа?

Отвечая на этот вопрос, Марьяна Беца напомнила, что решение суда ООН является обязательным к немедленному исполнению стороной, в отношении которой оно вынесено, и украинская сторона будет добиваться того, чтобы Россия все же выполнила его. В качестве одного из механизмов принуждения представитель МИД назвала обращение Украины через Генерального секретаря ООН в Совет безопасности ООН.

— Мы со своей стороны, как Министерство иностранных дел, будем принимать все возможные меры, в том числе обращение через Генерального секретаря ООН в Совет безопасности ООН, чтобы заставить Россию выполнить решение Международного суда ООН по предупредительным мерам, если она это решение и в дальнейшем не будет выполнять.

По словам спикера МИД, пока нельзя говорить о конкретных сроках обращения в СБ ООН, однако важно, что мониторинг выполнения решений Международного суда ООН проводят сами структуры ООН.

— Россия должна начать выполнять решение по предупредительным мерам немедленно. Вопрос выполнения Россией решения — это также вопрос и к самому Международному суду и системе ООН, поскольку ООН мониторит исполнение решений суда.

Комментируя в целом поведение и позицию России относительно решения Международного суда ООН, Марьяна Беца отметила: то, что Россия игнорирует приказ Международного суда ООН, уже никого не удивляет, поскольку она игнорирует и нарушает очень много международных договоров и решений.

— Россия живет в параллельной реальности — это все понимают. И недавнее решение Комитета министров Совета Европы четко зафиксировало, что есть абсолютное понимание всех стран о том, что представляет собой Россия. И недавняя встреча нашего министра с президентом и вице-президентом США четко показала, что в США есть понимание, какую угрозу несет Россия.

Справка. 16 января 2017 года Украина подала в Международный суд ООН иск, чтобы привлечь Российскую Федерацию к ответственности за нарушение Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В материалы дела включены катастрофа малайзийского Боинга, обстрелы пророссийскими терористами жилых кварталов Мариуполя, Краматорска, Волновахи, теракты в Харькове и других украинских городах. Отдельно были вынесены вопросы, касающиеся нарушений прав крымских татар и украинцев в оккупированном Крыму.

В начале марта Международный суд ООН провел открытые слушания по иску Украины к России о применении предупредительных мер против РФ в связи с запросом Киева.

19 апреля Международный суд ООН согласился на введение ограничительных мер в отношении России за нарушение Конвенции о расовой дискриминации для защиты национальных меньшинств в аннексированом Крыму, в частности, обязал РФ возобновить работу Меджлиса крымскотатарского народа, деятельность которого была окончательно запрещена Верховным судом РФ 29 сентября 2016 года. Однако суд ООН отказал во временных мерах против РФ за нарушение Конвенции о запрете финансирования терроризма.

Одним из важнейших позитивных моментов украинская сторона считает то, что суд ООН признал свою юрисдикцию по обоим искам, то есть двум Конвенциям. Ведь обычно в подобных судебных разбирательствах Россия стремится не победить в суде, приведя убедительные доказательства своей правоты, а добивается того, чтобы суд вообще не принял дело к рассмотрению. В данном случае эта технология не сработала.

Председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров отметил, что это решение суда заложило основы для международного трибунала над организаторами преступной оккупации Крыма.

Несмотря на то, что выполнение решения суда ООН по предупредительным мерам является немедленным для исполнения, Россия на протяжении всего периода с даты его вынесения отказывается его выполнять. Причины приводятся невнятные, в частности, РФ утверждает, что в решении суда нет требования возобновить деятельность Меджлиса, хотя это не так. Российский адвокат Марк Фейгин назвал предсказуемым и циничным отказ Кремля выполнять требование Международного суда ООН в Гааге отменить запрет на деятельность Меджлиса. Адвокат Николай Полозов сразу после вынесения решения предположил, что Россия не станет выполнять предупредительных мер Международного суда ООН о прекращении расовой дискриминации национальных меньшинств в аннексированном Крыму, и деятельность Меджлиса на полуострове не будет возобновлена.

В то же время украинская сторона продолжает настаивать на выполнении Россией предупредительных мер. Представитель Украины в суде ООН, заместитель главы МИД Елена Зеркаль призвала международное сообщество тщательно следить за выполнением Россией решения о предупредительных мерах и привлекать страну-агрессора к ответственности за каждый факт нарушения этого решения. Член Меджлиса крымскотатарского народа Гаяна Юксель, выступая на 16-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов мира, также призвала Россию выполнить промежуточное решение Международного суда ООН и прекратить преследование крымских татар в оккупированном Крыму, а также снять запрет на деятельность их представительного органа — Меджлиса.

27 апреля 45 стран — членов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) подписали декларацию с требованием к России выполнить решение Международного суда ООН и возобновить деятельность Меджлиса крымскотатарского народа, а также прекратить преследование украинского языка в Крыму.

3 мая 2017 года Комитет министров Совета Европы принял решение относительно ситуации в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина), которое стало первым комплексным документом главного руководящего органа Совета Европы, посвященным сугубо крымской проблематике. Комитет министров, в частности, осудил запрет Меджлиса, документ содержит четкое требование к Российской Федерации принять все меры для обеспечения прав человека в Крыму, включая пересмотр судебного запрета Меджлиса.

QHA