Киев (QHA) -

Реформирование всех сфер социально-политичевкой жизни – главное требование украинского общества и международных доноров по отношению к власти Украины. QHA открывает постоянную рубрику, посвященную мониторингу и анализу результатов деятельности Верховной Рады Украины. Сегодня мы рассмотрим пять ключевых законопроектов третьей пленарной недели V-й сессии Верховной Рады Украины.

Экоология: контроль за вредителями усиливается

Одним из самых важных законов, принятых на третьей пленарной  неделе, стал закон №2009а-д об оценке влияния на окружающую среду. Закон предусматривает четкий и понятный перечень видов деятельности, по отношению к которым требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду. Это минимизирует коррупционные риски по отношению к тому, проводить ли бизнесу эту процедуру.

В коментарии для канала 24 директор общественной организации  “Киевский эколого-культурный центр” Владимир Борейко отметил:

—Там (в законе – ред.) очень много различных промышленных объектов, которые ранее не попадали в список экологической экспертизы. Чтобы что-то начинать строить, размещать информацию о загрязняющих экологию предприятиях или даже проводить санитарные рубки, о которых сейчас идет мощная кампания благодаря СМИ, надо дать информацию — какой будет экологическое воздействие. Если это влияние будет большим, то такая деятельность будет запрещена и невозможна. Раньше у нас такого не было. Даже массовые санитарные рубки проводились без оценки последствий. Не говоря уже о влиянии различных автостоянок, птицефабрик, промышленных объектов, которые строились без учета экологических требований.

Также закон предусматривает возможности для участия общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду: или через подачу письменных предложений и замечаний, или непосредственно во время слушаний.

Кроме того, создается возможность оценить возможные риски перед строительством, а не когда оформлены все разрешительные документы. Это позволит избежать ситуаций, когда жители той или иной общины выходят и ложатся под экскаваторы или сносят ограждения.

Таким образом, данный закон станет ударом, главным образом, по владеющим “экологически грязными” производствами предпринимателям, а также по большому строительному бизнесу, привыкшему действовать без оглядки на мнение местных жителей.

Евростандарты помогут реформировать сферу образования

Другим важным законопроектом, принятым в первом чтении на прошлой пленарной неделе, стал законопроект № 3491 об образовании. За него проголосовало 227 депутатов. Одним из главных лоббистов закона выступила нынешний министр образования Лидия Гриневич:

— К этому дню мы шли в течение трех лет. Этот проект Закона — наработка большого количества и экспертов, и общественности, которая этот проект обсуждала. То есть это документ, который действительно очень долго зрел. Если мы не примем этот закон и не выделим под него достаточного финансирования,  мы законсервируем существующую систему образования.

Одним из главных новшеств закона является введение системы контроля за качеством образования, в частности, это сертификация, приближение к европейским стандартам образования, обеспечение общественного контроля и участие общественности в управлении.

В законопроекте предусмотрены инструменты для усиления качества образования: вводится добровольная сертификация учителей и итоговая аттестация учащихся после завершения каждого из уровней образования, которая может осуществляться в виде внешнего независимого тестирования, введен термин академической добропорядочности для всех участников учебного процесса.

Как считает Вадим Бахрушин, эксперт общественной организации Украинский научный клуб:

— Старый закон был принят ещё в июне 1991 г., то есть там не заложены механизмы влияния общества на образование, потому что тогда существовали совсем другие способы регулирования  системы образования. Одним из следствий этого стало то, что она в значительной мере работает сама на себя… Этот закон пытается выстроить более-менее последовательную и уравновешенную систему образования на всех уровнях.

Имплементация закона, в первую очередь, не выгодна самим работникам сферы образования, так как он установит общественный контроль за их деятельностью и обяжет перестраивать и совершенствовать годами устоявшуюся систему образования.

Мораторий продолжен из-за отсутствия правового рынка земли

На третьей пленарной неделе Верховная Рада также приняла закон № 5123-1  о продолжении моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения до 2018 года. Естественно, что к нему можно относиться по-разному, но его продолжение, без сомнения, будет иметь важную роль для функционирования агропромышленного комплекса Украины.

Главной причиной продления моратория спикер Андрей Парубий определил отсутствие законодательной базы для функционирования рынка земли:

— Собственно, отсутствие, а вернее, недостаточность наработки этого законодательства и заставило пойти на этот шаг и перенести отмену моратория на год.

Мораторий точно не выгоден большим агрохолдингам, которые имеют возможность скупать огромные площади земель, но они неизбежно столкнутся с жесткой конкуренцией с иностранными покупателями, имеющими несравненно больше свободных ресурсов для покупки земли в Украине.

Определенную выгоду он дает, в первую очередь, малым фермерским хозяйствам, арендующим земельные участки у частных лиц, но не имеющим достаточных свободных средств для её покупки.  

Созданы условия для инвестирования в энергосервис

Ещё один важный принятый закон — № 4549 — о механизме закупки энергосервиса. 4 октября Верховная Рада приняла его в первом чтении. Несмотря на все усилия правительства, в Украине сохраняется проблема очень низкой энергоеффективности, в частности, относительно объектов публичной сферы.

Этот закон направлен на создание в Украине рынка енергосервиса и сопутствующего ему рынка энергосберегающих материалов. В объяснительной записке к законопроекту, в частности, указано, что, по подсчетам специалистов, затраты энергоресурсов на отопление бюджетных учреждений в Украине в 2-3 раза выше, чем в странах ЕС на эти же цели.

Потенциал энергосбережения таких зданий может составлять от 40% до 70% или, в пересчете на потенциальную экономию энергоресурсов, 700 млн. куб. м природного газа в год. Однако для проведения модерниазации необходимы вложения в размере 4,2-8,5 млрд дол. США. Понятно, что такие деньги государство не готово выделить.

Частично проблему можно решить через привлечение энергосервисных компаний (ЭСКО). Упрощенно схема выглядит так: ЭСКО осуществляет инвестиции в объект заказчика, направленные на обеспечение экономии энергоресурсов и коммунальных услуг, а заказчик выплачивает в пользу ЭСКО 80-90% суммы сэкономленных средств в течение срока действия договора.

По словам представителя асоциации по энергоеффективности и энергосбережению Сергея Сильченко внедрение энергосервиса в Украине позволит привлечь от 4 до 7 млрд евро частных инвестиций в проекты по обеспечению энергоэффективности бюджетной сферы.

Таким образом, от внедрения закона, главным образом, пострадают поставщики природного газа, то есть приватизированные облэнерго.

Водными ресурсами станет труднее манипулировать

Закон № В 3603 "О внедрении интегрированных подходов в управлении водными ресурсами по басейновому принципу": главным его новшеством является переход от административного принципа управления водними обьектами, который существовал в Украине раньше, к бассейновому принципу. В соответствии с ним всё управление будет осуществляться новосозданными органами, отвечающими за весь бассейн, а не за какую-то его часть, как было раньше. Именно такие принципы используются в ЕС.

Кроме того, по словам експертов, он вводит европейскую модель оценки и управления рисками затопления. Также он будет способствовать сохранению и воспроизводству водных ресурсов и положительно влиять на реализацию принципа устойчивого развития, а следовательно, и развитие экономики Украины.

Этот закон также вносит изменения в водный и земельный Кодексы Украны, Закон  "О рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов" и вводит качественно новый подход к государственному мониторингу вод. Также одним из следствий закона станет частичное сокращение государственных органов, отвечающих за управление водными хозяйствами в Украине.

Таким образом, на третьей пленарной неделе Верховная Рада приняла ряд очень важных законов, регулирующих сферы экологии, образования и энергосбережения. Однако, несмотря на прогресс, впереди у народных избранников ещё много работы.

Закон об образовании ожидает доработка и голосование во втором чтении, то же относится и к закону об энергосервисе. Принятые же во втором чтении законы ожидают одобрения Президента. Кроме того, чтобы указанные законы начали полноценно действовать, необходимо принять ещё много других нормативных актов на уровне министерств, агентств и других органов исполнительной власти.

При этом не стоит сбрасывать со счетов разного рода “лоббистов”, пришедших в Верховную Раду не для реформирования Украины, а ради продвижения своих частных бизнес-интересов.

От того, смогут ли  представители противоборствующих фракций парламента найти баланс между собственными и государственными интересами, зависит стабильность как самой Верховной Рады, так и Украины в целом. Новые законы будут мешать очень многим, и они приложат максимум усилий, чтобы затормозить или сорвать их внедрение.

Роман Кот

ФОТО: интернет

QHA