СИМФЕРОПОЛЬ/ АКЪМЕСТДЖИТ (QHA) -

Слушания дела в оккупированном Крыму о признании Меджлиса крымскотатарского народа экстремистской организацией и запрета его деятельности на территории Российской Федерации перенесли на 7 апреля. Адвокат Джемиль Темишев на своей странице в Фейсбук рассказал о подробностях сфабрикованного дела. Далее приводим прямую речь Темишева: 

Ознакомившись с заявленным административным иском и приобщенными к нему документами, считаю необходимым отметить следующее - требования прокурора Республики Крым являются незаконными, утверждения, указанные в нем, не подтверждены и не доказаны, а выводы административного истца не соответствуют реальным обстоятельствам дела. 
Административный иск прокурора Республики Крым не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
1. МЕДЖЛИС, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ

В соответствии с Положением о Меджлисе крымскотатарского народа, Меджлис крымскотатарского народа является единым высшим полномочным представительно-исполнительным органом крымскотатарского народа, избираемым Курултаем (национальным съездом, высшим полномочным представительным органом крымскотатарского народа, воссозданным 26.06.1991 г.) из числа его делегатов.

Согласно Положению о выборах делегатов Курултая крымскотатарского народа делегаты Курултая избираются гражданами Украины, крымскими татарами и членами их семей, достигшим на день голосования восемнадцати лет на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Согласно информации Центральной избирательной комиссии Курултая крымскотатарского народа от 19.06.2013 года в голосовании на выборах делегатов Курултая крымскотатарского народа VI созыва приняло участие 90 850 человек (http://qtmm.org/…/3054-глава-цик-заир-смедляев-рассказал-о-…). Таким образом, Меджлис крымскотатарского народа формируется путем выборов: сначала избираются делегаты Курултая, затем из числа делегатов Курултая отдельным голосованием избирается Председатель Меджлиса, а затем отдельным голосованием остальные тридцать два члена Меджлиса. 

Рядом международных нормативно-правовых документов, в частности, Конвенцией № 169 О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, принятой 27.06.1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на её семьдесят шестой сессии (далее - Конвенция МОТ №169), предусматривается право коренных народов сохранять собственные обычаи и представительные институты, а также уважение неприкосновенности ценностей и институтов коренных народов (ст.ст. 1, 2, 4, 5 Конвенции). 

Это же право предусмотрено Декларацией Организации объединенных наций о правах коренных народов(далее - Декларация ООН), принятой резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.09.2007 года.

Согласно ст. 5 Декларации ООН «коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства».

Статья 20 Декларации ООН констатирует, что «коренные народы имеют право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов, гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими существование и развитие, и на свободное занятие своей традиционной и другой экономической деятельностью».

Деятельность действующего Курултая крымскотатарского народа VI созыва является продолжением традиций национального самоуправления крымскотатарского народа, коренного народа Крыма, который в ноябре 1917 года избрал I Курултай. Делегаты I Курултая провозгласили создание Крымской Народной Республики, приняли её Конституцию, государственную символику и объявилиКурултай парламентом. 
Согласно ст. 18 Декларации ООН «коренные народы имеют право на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивали бы их права, через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам, а также на сохранение и развитие своих собственных директивных учреждений». 
Более того, п. 2 ст. 33 Декларации ООН гласит, что «коренные народы имеют право определять структуру и избирать членов в состав своих институтов в соответствии со своими собственными процедурами».
В соотвествии с историческими традициями крымскотатарского народа, 26.06.1991 года, в ходе процесса массового возвращения репрессированного коренного народа Крыма на свою историческую Родину, в Симферополе был созван II Курултай крымскотатарского народа. В ходе работы II Курултая крымскотатарского народа, учитывая отсутствие у крымскотатарского народа объединяющих структур, уполномоченных представлять интересы всего народа, делегаты Курултая провозгласили «образование Меджлиса, как высшего полномочного представительного органа крымскотатарского народа и поручили ему действовать в соответствии с волей народа, выраженной в документах Курултая» (Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа от 28.06.1991 года).

Исходя из вышеизложенного, Меджлис крымскотатарского народа не является общественным объединением.
Действующее законодательство РФ не предусматривает такого вида общественного объединения, которым является Меджлис крымскотатарского народа.

Федеральный закон от 19.05.1995года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный Закон № 82-ФЗ) предусматривает совершенно иной организационно-правовой принцип формирования общественных объединений (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия) нежели процесс формирования органов национального самоуправления крымскотатарского народа (Курултай, Меджлис). 
Согласно ст.ст. 7, 8 Федерального Закона № 82-ФЗ единственный вид общественных объединений, основанный на членстве - это общественная организация. Однако, Меджлис крымскотатарского народа не имеет признаков общественной организации, формируется не в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 82-ФЗ.

Так, согласно ст. 6. Федерального Закона № 82-ФЗ «учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности».

Также ст. 18 Федерального Закона № 82-ФЗ указывает, что «общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц», «которые на добровольной основе ... для защиты общих интересов и достижении общих целей» имеют право создавать общественные объединения (ст. 3 Федерального Закона № 82-ФЗ). 

В то же время органы национального самоуправления (Курултай, Меджлис) избираются, то есть формируются путем реализации избирательного права. Соотвественно, порядок формирования Меджлиса крымскотатарского народа не охватывается ст. 6 Федерального Закона № 82-ФЗ,согласно которой учредительный съезд состоит из членов организации, потому что Курултай крымскотатарского народа, который и формирует Меджлис, не состоит из членов Меджлиса. 

Таким образом, Меджлис крымскотатарского народа, это представительный орган, который основан на персональном членстве и избираем Курултаем крымскотатарского народа, а не самими членами Меджлиса, тем самым не является общественным объединением, чье формирование и деятельность регламентируется Федеральным Законом № 82-ФЗ.

Следовательно, статус и деятельность Меджлиса крымскотатарского народа, при отсутствии соответствующих норм действующего законодательства, правильно, квалифицировать на основе международного права, в частности Декларации ООН о правах коренных народов.

Хотя Российская Федерация воздержалась при голосовании за Декларацию ООН о правах коренных народов. Согласно п. 20 Итогового документа пленарного заседания высокогоуровня Генеральной Ассамблеи под названием«Всемирная конференция по коренным народам», утвержденного Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООНна 69-й сессии 22 сентября 2014 г., которую поддержала и Российская Федерация, главы государств и правительств, министры и представители государств-членов признают «обязательства, принятые на себя государствами в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, добросовестно консультироваться и сотрудничать с соответствующими коренныминародами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы».

ВЫВОД: МЕДЖЛИС, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАДЛЕЖАЩИМ ОТВЕТЧИКОМ, - подвел итог адвокат.

Фото: интернет

QHA