СИМФЕРОПОЛЬ/АКЪМЕСДЖИТ (QHA) -

Жители материковой Украины ощущают тревогу всякий раз, когда приближаются к российским пунктам пропуска на пути в родной, но уже ставший чужим Крым.

В Симферополе стали чаще исчезать люди

С приходом российской власти жизнь в Крыму изменилась до неузнаваемости. Казалось бы, все идет своим чередом – люди живут, работают, однако коварству российской политики и пропаганды можно удивляться. Жизнь обычных крымчан утратила дух свободы, незаметно они привыкли к чувству постоянного ожидания и стороннего контроля.

Проведенный в марте 2016 года под дулами автоматов псевдореферендум наложил свой отпечаток на поведение людей. На улицах стали говорить заметно тише, а улыбаться – реже, возобновилась уже забытая в Украине советская привычка обсуждать власть полушепотом, на кухне, только в присутствии близких людей.

Телевизор стал источником не только информации, но и ее искажения.

Пообщавшись с местными жителями, осознаешь: со стороны нам многое не видно. Первое прозрение возникает от количества объявлений о пропаже людей, которые расклеивают по городу их родные в надежде на удачный исход событий.

Вы пройдитесь по Симферополю. Куча объявлений! рассказывает горожанин.

Пропадают все: украинцы, крымские татары. А объявления на стенах и заборах свидетельствуют о том, что симферопольцы не доверяют городской власти и полиции. Возникает ощущение, что так называемая власть в Крыму существует номинально, отдельно от людей, временно. 

В мечетях меняют имамов за «не ту» молитву

Наиболее заметны изменения в жизни мусульман Крыма, в частности крымских татар. Постоянный политический прессинг, затронувший и их духовную жизнь, отмечен не только исчезновениями и арестами людей, исповедующих ислам, но и возникшими в последнее время внутренними тенденциями религиозного раскола.

В неопределенность мусульман вогнал неожиданный переход высокоуважаемого ранее Муфтията Крыма на сторону оккупанта, что не могло не усилить политические противоречия среди крымских татар.

Духовное управление мусульман Крыма, находясь под тотальным контролем спецорганов, позиционирует себя как орган официального духовенства, однако в последние два года постоянно теряет авторитет у общественности. Связь с «властью» и участие в ее, не стоит скрывать, уголовных схемах в исламе категорически не приветствуются.

Так, по информации местных прихожан, в мечети симферопольского микрорайона «Фонтаны» за прошедший месяц поменяли уже четырех имамов. Главная причина: они читали не ту молитву!

Абсурдность заключается и в том, что ДУМК внезапно запретило ранее разрешенную им же исламскую литературу.

Симферополь готовится к терактам. Почему?

Возникающие новые, альтернативные религиозные образования автоматически воспринимаются оккупантами как экстремистские, любая самостоятельная деятельность пресекается облавами и обысками, которые заканчиваются массовыми задержаниями крымских татар, а собственность мечети по разрешению «власти» передается в ДУМК. Стоит вспомнить спор об управлении Ханской мечетью в Евпатории между ДУМК и Таврическим муфтиятом, разгоревшийся в конце лета 2014 года.

Для подогрева ситуации в информационное пространство постоянно вбрасываются сообщения о возможных терактах. Точную информацию не дают, однако в сознании горожан упорно формируется представление о «татарах-исламистах».

За двадцать лет ничего подобного не было, а тут вдруг исламистами стали, сокрушается симферополец.  Я все книги попрятал, мало ли…

Заметно, как крымских татар пугает образец чеченского «порядка», где за «непослушание» преследованиям подвергается вся семья нарушителя.

 Крым уже не вернется,  с тяжелым вздохом разочарования говорит пожилая крымская татарка.

Вопрос возвращения полуострова Украине – это отдельная тема. Тем не менее, абсолютно ясно, что жить в Крыму с каждым днем становится все более невыносимо не только для политических активистов, но и для обычных обывателей. Межличностные отношения теперь строятся по принципу «если не друг, то враг».

Однако большинство крымчан старательно поддерживает в себе иллюзию спокойной жизни, не желая замечать происходящих перемен. Вполне закономерно возникает ассоциация с романом Джорджа Оруэлла «1984», где «во благо» всего человечества отдельных личностей лишают индивидуальности, права выбора и возможности проявлять гражданскую инициативу.

От ощущения, что за тобой следят, в Крыму невозможно спрятаться, оно не покидает вплоть до пересечения административной границы...

ФОТО: интернет

QHA