КИЕВ (QHA) -

В международных договорах Российская Федерация всегда пытается закладывать положения, которые можно будет двояко трактовать, или использовать в свою пользу. Так произошло и с Договором между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, отметил QHA руководитель международных программ Центра глобалистики "Стратегия ХХ" Виталий Мартынюк.

По словам эксперта, совместное использование акватории моря четко не прописано в договоре.

— Согласно договору, Азовское море считается внутренним морем двух стран, что противоречит Международной Конвенции по морскому праву. Совместное использование акватории Азовского моря четко не прописано в договоре между Украиной и РФ. В результате, контролируя Керченский пролив, Россия, фактически, получает контроль над Азовским морем.  - отметил Виталий Мартынюк.

По мнению Мартынюка, отсутствие демилитаризированной и демаркированной границы способствует провокациям российской стороны в Азовском море. В результате - корабли РФ, в том числе - военные, могут свободно передвигаться по акватории моря и подходить непосредственно к украинским берегам.

— Хотя украинская сторона в одностороннем порядке провела демаркацию границы по Азовскому морю и Керченскому проливу, о чем сообщила РФ, но Россия не хочет признавать это решение. Поэтому Украина была вынуждена объявить районы Азовского моря, непосредственно примыкающих к украинскому берегу, районами проведения учений и, соответственно, "закрыть" их, чтобы не допустить там появления российских военных кораблей, - сказал он.

Однако, как предупреждает эксперт, РФ может в любой момент перекрыть Керченский пролив и не допустить украинские военные корабли для защиты украинских интересов на море.

— Как она это будет делать, РФ уже демонстрирует на гражданских судах, - пояснил он.

Еще одним негативным фактором "совместного использования" Азовского моря является недопуск иностранных военных кораблей. Так, военные корабли других стран могут заходить в акваторию моря по приглашению или разрешению одной из сторон участницы Договора, но это должно быть согласовано с другой стороной.

— То есть, вариант постоянного, на ротационной основе, пребывания в Азовском море кораблей НАТО, по примеру Черного моря, полностью исключается, даже для проведения учений, - констатировал он.

Как писало QHA, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян предлагал ввести зеркальные санкции и инициировать международные санкции против России за создание препятствий судам, следующим в украинские порты Азовского моря. Министр подчеркнул, что Киев с апреля 2018 года фиксирует регулярные досмотры судов со стороны российских военных.

Напомним, 10 июля в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления № 8583 "Об обращении Верховной Рады Украины к Президенту Украины, Министру обороны Украины относительно Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря". Текст документа размещен на сайте парламента. 

В свою очередь директор Агентства по развитию Приазовья Константин Батозский заявил QHA, что вопрос денонсации договора требует комплексного подхода.

 

QHA