КИЕВ (QHA) -

Когда огромный конгломерат народов и народностей под названием Советский Союз распался на полтора десятка государств, СНГ казалось разумным механизмом добровольного расставания государств, когда-то составляющих СССР.

Однако, время показало, что большинство структур Содружества независимых государств так или иначе работают только на одного члена организации – Российскую Федерацию. Вызывает удивление, почему за два года войны с Россией Украина так и не вышла из СНГ.

В комментарии для QHA член Меджлиса крымскотатарского народа и генеральный директор благотворительной организации “Фонд “Крым” Риза Шевкиев рассказал, что поддерживает инициативу главы украинского МИДа Павла Климкина, который сообщил, что Украина изучает вопрос выхода из содружества.

- Это правильный для Украины ход. Когда создавалось СНГ, еще не было таких больших противоречий и конфликтов между государствами, его создающими. А сейчас эта организация не может эффективно функционировать и у каждого государства есть свои геополитические интересы, которые не совпадают с интересами других. Поэтому Украине не стоит дальше находиться в составе содружества, - считает Шевкиев.

Именно этому аспекту внешней политики Украины и была посвящена пресс-конференция “Украина и СНГ: выйти нельзя остаться”, организованная информационно-аналитическим агентством “Главком” 17 октября.  

- С начала 2000-х годов, то есть с момента прихода к власти Путина, наблюдается резкая переориентация в деятельности СНГ, направленная на превращение организации в инструмент продвижения имперских амбиций России. В частности, был очевиден сильный акцент на сферы обороны и безопасности. К примеру, заседания ОДКБ (намного более узкой структуры, чем Содружество) часто проходили в формате СНГ. Кроме того, была создана Миссия наблюдателей на выборах СНГ. Выводы миссии, как правило, были противоположны выводам наблюдателей от ОБСЕ и других международных организаций, как это было на выборах президента Украины в 2004 году. Поэтому, я считаю, образно выражаясь, в названии пресс-конференции однозначно стоит ставить точку после первого слова, -  считает эксперт Центра исследования России, бывший заместитель директора исполкома СНГ по квоте Украины в 2000-2005 гг. Сергей Борщевский.

Украинский МИД уже в момент формирования СНГ прекрасно осознавал, какие риски создает для Украины членство в содружестве. В частности, Постоянный Полномочный представитель Украины в СНГ в 2000-2004 гг. Александр Данильченко напомнил:

- Когда Леонид Кравчук подписывал Соглашение о создании СНГ в Вискулях, МИД Украины был против, потому что мы прекрасно осознавали, что это ограничивает участие Украины в целом ряде других соглашений. Как показало время, ни одно из направлений сотрудничества не принесло значительных результатов. Тем не менее, Украина, участвуя в деятельности СНГ, подписала и ратифицировала множество договоров, меморандумов и других документов. Точное их количество неизвестно. В 2006 г. их было около двух тысяч, а сейчас еще больше. При этом, в каждом документе оговорены и условия выхода из содружества. Поэтому, даже если Украина выйдет из СНГ, это не будет означать прекращение действия всех этих договоров. Их все следует рассматривать по отдельности.

Вместе с тем, с чисто экономической точки зрения, пребывание в СНГ выгодно для Украины. По данным руководителя Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультаций Вероники Мовчан, и сегодня страны СНГ – это большая доля украинской торговли:

- Даже сейчас, когда почти полностью прекратилась торговля с Россией, доля стран СНГ в украинском товарообороте составляет около 20%. Напомню, что еще в начале 2000-х она составляла около 60%. В частности, страны СНГ покупают почти половину продукции украинского машиностроения и около 40% продуктов химической промышленности. Естественно, идет переориентация украинского экспорта на другие рынки, но и про бывших членов Советского Союза не стоит забывать. С одной стороны, для самых крупных торговых партнеров Украины на постсоветском пространстве – Казахстана и Беларуси действуют ограничения ЕврАзЕС, с другой – зона свободной торговли СНГ, в которую входит и Украина, позволяет частично обходить эти ограничения. Сейчас  также действуют соглашения о свободной торговле между Украиной и Казахстаном, Украиной и Беларусью, однако, они были подписаны еще в начале 90-х и нуждаются в доработке.

С Вероникой Мовчан частично согласен и Риза Шевкиев:

- Украине следует поддерживать контакты с теми участниками СНГ, которые поддерживают территориальную целостность и суверенитет Украины; и развивать с ними двусторонние, в том числе, и торговые отношения на взаимовыгодной основе. 

Таким образом, СНГ как механизм максимально безболезненного расставания бывших республик СССР полностью исчерпал себя и превратился в инструмент реваншистской внешней политики России, направленной на удовлетворение имперских амбиций Кремля и Владимира Путина лично. Дальнейшее пребывание в составе содружества чревато новыми вызовами для национальной безопасности Украины. Также, пусть даже и частичное, участие в деятельности СНГ – негативный знак для западных союзников Украины.

Напомним, СНГ (Содружество независимых государств)  - это структура, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Соглашение о создании Содружества независимых государств было подписано лидерами Украины, Беларуси и России в 1991 году. Сейчас в СНГ также входят Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

 

QHA