КИЕВ (QHA) -

Верховная Рада проголосовала за изменения в Конституцию в части правосудия, а также приняла новый закон о судоустройстве и статусе судей. Для закрепления изменений их также необходимо внести в Гражданско-процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства и многие другие законы. Однако, на этапе второго чтения к законопроекту было подано почти 5 тыс. поправок. Корреспондент QHA узнал у народных депутатов, кто и почему затягивает судебную реформу.

По мнению Елены Сотник из фракции «Самопомич», в законопроекте есть ряд норм, которые так или иначе ограничивают права украинцев, и через поправки оппозиция пытается не допустить их проведения.  

 

— В этих кодексах есть много хороших вещей и очень бы хотелось, чтобы эти хорошие вещи действительно стали законами. Но вместе с позитивными вещами был внесен и ряд негативных норм, в частности, ключевые наши предостережения. Это, во-первых, прозрачность судов. Еще президент говорил, что ключевой гарантией будет прозрачность судов. Сейчас этими кодексами могут ограничить доступ слушателей в зал, в том числе и для журналистов, смогут ограничить запись. Во-вторых, убирается целый ряд процессуальных прав, к примеру, отвод судьи. Это есть в любой стране мира, но почему-то в данных кодексах присутствует новелла, что это можно сделать на предварительном заседании. Это означает, что если ты обнаружишь конфликт интересов потом, то ничего сделать нельзя. И еще есть целый ряд вещей, которые ограничивают права простых людей в суде. Соответственно мы будем против этого бороться.

Заместитель главы фракции БПП Сергей Березенко считает, что оппозиционные фракции, тормозя принятие изменений в кодексы, саботируют работу Верховной Рады и ставят под вопрос принятие медицинской и пенсионной реформ.

— 4,5 тыс. поправок, из которые большинство — это запятые, какие-то союзы, которые добавляются к тому или иному слову, говорит только об одном —​ каждую поправку оппозиционные фракции будут ставить на подтверждение. Каждая такая поправка требует от 5 до 10 минут рассмотрения. Зайдя в изменения в кодексы, мы из них никогда не выйдем, и это ставит под угрозу проведение пенсионной и медицинской реформ, которых сейчас требует общество. Иначе, чем саботажем работы Верховной Рады я не могу это  назвать. Я надеюсь, что фракции коалиции и конструктивное большинство смогут найти какой-то способ убедить наших коллег.

По мнению Михаила Папиева из фракции Оппозиционного блока, проблема в самих законопроектах, которые были поданы в недоработанном виде. Кроме того, руководство парламента опасается ответственности за действия с нарушением регламента.

— Сегодня мы, наверное, впервые видим, что по требованию народных депутатов спикер Верховной Рады Украины, понимая, что после подания Генпрокуратуры на господина Довгого, суть которого сводится к привлечению к криминальной ответственности за нарушение регламента Киевского городского совета, наконец-то глава Верховной Рады пытается провести рассмотрение этого важного вопроса по регламенту Верховной Рады Украины, как это предусмотрено. Все мысли о том, много ли мало поправок, говорит о том, что эти люди не обучены работать с документами и не склонны к законотворческой работе. Количество поправок, которые внесены, подтверждает, что законопроект, который был внесен, является абсолютно сырым. Почему появилось около 5 тыс. поправок? Потому что базовый документ такой, что он несет в себе больше политики, чем конкретной реализации механизмов правового регулирования процессов, которые происходят.

Валерий Карпунцов из фракции Блока Петра Поршенка считает, что оппозиция, внося тысячи поправок, пытается «заспамить» законопроект, но, в конечном итоге, это пойдет только на пользу.

— К сожалению, в большинстве это спам законопроекта поправками. Нет никакого сопротивления и желания просто физически переломить эту ситуацию, поэтому идут по поправкам. Конечно, это займет некоторое время, но если сравнивать с тем, что мы три года вообще не проводили никакой реформы, то в этом нет ничего страшного. Я думаю, что если те недостатки, которые имеют место, будут в правоприменении, будет действительно видно, что они мешают гражданам и не упрощают процесс, они могут быть устранены более оперативно, чем принятие целостного акта, потому что он будет меньше и время его прохождения будет короче.

Напомним, Верховная Рада приняла закон о судоустройстве и статусе судей, который предусматривает обновление судейского корпуса и создание антикоррупционного суда. 

QHA