КИЕВ (QHA) -

В Верховной Раде Украины зарегистрировано три законопроекта об определении правового статуса оккупированных территорий Крыма и Донбасса. Первый их них, №6400, авторами которого является ряд депутатов во главе с вице-спикером ВР Оксаной Сыроид, был зарегистрирован в парламенте еще 20 апреля 2017 года. Альтернативные законопроекты №6400-1 и №6400-2 были поданы нардепами Натальей Веселовой и Мустафой Найемом соответственно.

Несмотря на то, что каждая из законодательных инициатив определяет правовой статус отдельных районов Донецкой, Луганской областей и Крыма, делают они это кардинально по-разному.

Так, Сыроид в своем законопроекте предлагает Украине возложить ответственность за происходящее на неподконтрольных территориях на государство-оккупанта, тем самым сняв с себя ряд обязательств. Кроме того, предлагается прекратить с этими территориями экономические отношения, поставку воды и электроэнергии, а также не выплачивать проживающим там людям социальные выплаты. Также законопроектом предусмотрено приравнять административную границу с Крымом и линию разграничения на Донбассе к государственной границе.

Мы считаем, что в условиях такого масштаба агрессии сохранение независимости Украины является главной задачей. Никогда в последние годы она не подвергалась такой угрозе, как сейчас, и все действия государства по защите, в том числе прав его граждан, должны исходить из необходимости воплотить эту задачу отстоять независимость Украины. Мы в этих условиях считаем, что ограничения отдельного рода прав, особенно людей, проживающих на оккупированных территориях, является правовым и необходимым, в том числе для сохранения важнейшего права по правам первой категории — права на жизнь, — рассказал один из авторов законопроекта №6400 нардеп Егор Соболев в ходе дисскуссии на тему определения правового статуса отдельных районов Донбасса и Крыма.

Альтернативный законопроект Натальи Веселовой предлагает не приравнивать статусы ОРДЛО и Крыма, так как они существенно отличаются. Нардеп уверена, что для более эффективной работы по возвращению оккупированных территорий ни в коем случае нельзя рушить социальные и экономические связи.

— Здесь существует два разных виды оккупации. В Крыму прямая оккупация. Россия не отрицает того, что там есть ее войска, ее администрация, она под давлением заставляет людей принимать российское гражданство для того, чтобы они могли пользоваться всеми правами и законодательством Российской Федерации.

На Донбассе ситуация несколько иная. В отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые сейчас неподконтрольны украинской власти, Россия отрицает присутствие своих войск, отрицает присутствие контролируемых администраций, причем подчеркивается, что там проживают граждане, которые отделились и строят свои отдельные государства. Это оккупация, но она косвенная и осуществляется через третьих лиц, — объясняет Веселова.

В свою очередь, народный депутат Мустафа Найем говорит о том, что «главное отличие нашего законопроекта (№6400-2. — Ред.), хотя 90% у нас совпадает с тем, что есть в законопроекте Оксаны Сыроид, заключается в том, что мы прописываем наши обязательства перед нашими гражданами на той территории согласно международному законодательству».

Правозащитники критически относятся ко всем трем предложенным законопроектам и утверждают, что все они остаются недоработанными по многим значимым вопросам, например, пересечение линии разграничения или социальные выплаты. Так, доцент кафедры международного права ИМО КНУ им. Тараса Шевченко Николай Гнатовский считает, что решение вопроса правового статуса оккупированных территорий нельзя возлагать только на Верховную Раду.

— Самодеятельность Верховной Рады без президента, без правительства, без министерства иностранных дел, министерства юстиции, в частности  как министерств, которые несут особую ответственность, — ни к чему положительному не приведет. Поэтому я все же бы призвал к консолидации усилий, — отметил он.

Это уже не первая попытка депутатов определиться со статусом и положением оккупированных Донбасса и Крыма, а также их жителей. На сегодня уже действует Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» и Постановление Верховной Рады Украины «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями». При этом ранее уже были зарегистрированы несколько аналогичных законопроектов, один из которых  №3593-д «О временно оккупированной территории Украины»  был отклонен комитетом ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления.

Можно ли ожидать, что один из трех представленных выше проектов закона поддержит большинство в Верховной Раде? Жесткая риторика, как в законопроекте Сыроид, всегда воспринимается парламентариями очень неоднозначно. Более либеральные альтернативы также имеют мало шансов на поддержку в их нынешнем варианте. Вероятнее всего, пока авторы трех документов не придут к общему решению и не закроют все «дыры» в своих законопроектах — оккупированные территории Украины так и не получат правового статуса.

QHA