КИЕВ (QHA) -

Киев — рекордсмен по нарушению свободы слова в Украине

В рейтинге стран по уровню демократии с 2012 по 2017 год Украина стабильно занимает позицию в 7-8-м десятке и характеризуется как гибридная страна. Ближайшими нашими соседями по рейтингу являются Бенин, Гватемала, Черногория, Фиджи, Молдова, Либерия. При этом топ-лидерами демократического рейтинга стабильно остаются Норвегия, Швеция и Финляндия.

Что же мешает Украине приблизиться к демократическим передовикам? Институт массовой информации (ИМИ) в июне этого года зафиксировал 20 случаев нарушения прав журналистов и свободы слова в Украине. Наибольшее количество нарушений относится к категории «препятствование» — 10. Также впервые с начала года зафиксирован один случай похищения украинского блогера в оккупированном боевиками «ДНР» Донецке. Только в июне ИМИ отмечал нарушения свободы слова и прав журналистов в 11 областях Украины. В частности, лидером таких нарушений в этом месяце стали Киев с областью (6 случаев) и Одесса, где зафиксировано 4 факта.

Всего, по информации Института массовой информации, с января по май 2017 года в Украине произошло 102 случая, связанных с нарушением свободы слова: 24 — в Киеве и Киевской области, 10 — в Полтавской и 8 — в Николаевской областях. В Харьковской области, по информации ИМИ, было четыре таких инцидента.

— Основными агрессорами и нарушителями прав журналистов стали: частные лица — 58 случаев, местная власть — 14 случаев, правоохранители с силовиками — 7 случаев, судебная власть — 5 случаев, — сказано в сообщении. 

ИМИ видит тенденцию к росту нарушений в категории «доступ к публичной информации» — с начала года эксперты института зафиксировали 16 нарушений такого рода.

Однако, несмотря на такую статистику, Украина поднялась на пять позиций, до 102-го места, в рейтинге свободы прессы международной организации «Репортеры без границ». Возглавили рейтинг уже знакомые нам Норвегия, Швеция и Финляндия, которым удалось улучшить либеральный доступ к публичной информации. К слову, украинское законодательство по доступу к информации заняло 22-ю позицию среди 111 стран мира в Международном рейтинге обеспечения права на информацию.

Кто хочет ограничить свободу СМИ и ввести цензуру?

Как видим, в свете собственных евроинтеграционных устремлений Украина имеет достаточно высокую оценку нашими партнерами нормативно-правовых документов, которые определяют информационную политику нашего государства, открытость и достоверность данных, которые получают потребители медиапродукции.

Но кроме указанной в исследовании ИМИ местной власти, похоже, палки в колеса независимых СМИ все чаще пытаются вставлять законотворцы, как правило, представляющие разные комитеты и лоббирующие определенные группы. При этом они едины в одном — в своем желании оставить без информации миллионы слушателей, зрителей, читателей и пользователей социальных сетей.

Их не устраивает свобода СМИ и доступность информации, которая позволяет журналистам проводить независимые расследования. Именно об этом свидетельствует появление в середине июля в украинском парламенте трех похожих законопроектов. Причем среди авторов этих документов неизменно числится известный народный депутат Сергей Пашинский — заместитель председателя депутатской фракции политической партии «Народный фронт» и глава парламентского Комитета по вопросам нацбезопасности и обороны.

Пашинский принимал участие в разработке следующих законопроектов: 6688 от 12.07.2017 о противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере, его клона с тем же названием, но имеющего другой номер — №6676 от 10.07.2017, а также законопроекта №2126а от 19.06.2015 (внесен на повестку дня 21.02.2017) об основных положениях обеспечения кибербезопасности. Для полноты картины отметим, что законопроект №6676, который назывался «О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере», уже на следующий день — 11 июля 2017 года — был отозван.

Заместитель парламентского комитета по вопросам свободы слова Ольга Червакова в комментарии для QHA так отзывается о законопроекте №6688:

— Для включения в повестку дня стоит законопроект, внесенный нардепами из комитета нацбезопасности и обороны Сергеем Пашинским, Иваном Винником, Дмитрием Тымчуком, Татьяной Чорновил — по противодействию угрозам национальной безопасности в информационной сфере. Такими угрозами предлагается считать, в частности, «оказание воздействия на принятие решений или совершение или несовершение действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами». Авторы законопроекта предлагают считать это частью «технологического терроризма».

Нардеп полагает, что данный законопроект открывает чрезвычайные полномочия для СБУ, которая, минуя решение суда, с помощью провайдера получит возможность блокировать доступ к любому информресурсу. Основанием для осуществления данных действий может стать решение прокурора или следователя, согласованное с прокурором, или Совета национальной безопасности и обороны Украины.

— И еще одна диктаторская идея — в законе о кибербезопасности №2126а от 19.06.2015 (внесен на повестку дня 21.02.2017). Поправкой депутата Руслана Лукьянчука (фракция «Народный фронт») в переходных положениях вносятся изменения в Закон «Об информации» — предлагается ввести новое понятие — «технологическая информация», — сообщила Ольга Червакова.

Она рассказала, что речь идет о процессах, которые негативно влияют на состояние здоровья и безопасность людей, состояние окружающей среды, экономическую, политическую, социальную стабильность общественных отношений или осуществление деятельности субъектами хозяйствования.

— То есть обо всем! — резюмирует Червакова. — Ведь под понятие «технологическая информация» могут попасть любые данные, которые можно будет отнести к информации с ограниченным доступом, иными словами — засекретить.

По ее мнению, два законопроекта объединены тем, что вводят такие понятия, как «технологический терроризм» и «технологическая информация».

Нардеп утверждает: все это делается для того, чтобы в будущем принять некий закон, который вообще запретит любые проявления доступа к информации. Особое опасение заместителя парламентского Комитета по вопросам свободы слова вызывает тот факт, что законопроект о кибербезопасности (№2126а от 19.06.2015) уже прошел профильный комитет и передан для проведения второго чтения, что повышает его шансы стать законом Украины после подписей спикера ВРУ и президента.

Почему депутаты вспомнили про Сталина?

Если украинские парламентарии и журналисты не приложат необходимых усилий, это может привести к очень серьезным последствиям.

— Очевидно, что с вступлением в действие данного закона «технологическими террористами» станут Найем, Лещенко и все, кто завтра выйдет требовать отмены депутатского иммунитета под Верховную Раду. Ведь они будут осуществлять влияние на орган государственной власти. Активисты, которые пикетируют сессии своих местных советов с требованием не раздавать в частные руки рекреационные леса, тоже станут террористами, потому что воздействуют на органы местного самоуправления. А все информационные ресурсы, которые будут освещать эти события, станут кандидатами на закрытие, — предупреждает заместитель парламентского комитета по вопросам свободы слова.

При этом Червакова напоминает, что нардепы Иван Винник и Дмитрий Тымчук еще в 2015 году разработали законопроект 2050а о цензуре в АТО — «об усовершенствовании информационного режима проведения АТО». Этот документ предусматривал согласование с военными пресс-службами информации, подаваемой гражданскими СМИ, но после протеста журналистов авторы идеи от нее отказались.

— Когда коллегиальный орган принимает решение одобрить поправку, которой фактически запрещает доступ к любой информации, то мне кажется, что сам факт того, что постмайданный парламент вообще способен регистрировать подобные законодательные инициативы, — это дикость, которая не имеет никакого объяснения. Поскольку они называют технологической информацией абсолютно все процессы, начиная с ядерной физики и заканчивая социально-политическими процессами в стране, — подчеркнула она.

Учитывая тот факт, что в прошлом Червакова была достаточно успешным тележурналистом, наверное, стоит прислушаться к ее прогнозам.

Она считает, что «если бы во времена Януковича что-то подобное было зарегистрировано депутатами Анной Герман или Еленой Бондаренко из фракции Партии регионов, то от них бы осталось одно мокрое место, и под ВРУ на следующий день уже бы стояли митинги и пикеты».

— Сегодня уровень консолидации журналистов против таких одиозных законодательных инициатив очень  низкий. Я бы хотела обратить внимание своих коллег, журналистов в первую очередь, на то, что только они могут повлиять на политиков и на их дальнейшие действия. Как показала практика, Майдан ничему новую украинскую власть (которая фактически пришла с Майдана) не научил. Потому что люди, которые должны были отстаивать демократические ценности, вместо этого практикуют дикие тоталитарные методы, которые были присущи эпохе Сталина, — утверждает Ольга Червакова.

Отчасти справедливость ее выводов подтверждает написанное 13 июля Совместное заявление по законопроекту №6688, подписанное Уполномоченным ВРУ по правам человека Валерией Лутковской, исполнительным директором Украинского Хельсинкского союза по правам человека Аркадием Бущенко и директором Харьковской правозащитной группы Евгением Захаровым.

— Привлечение общества к процессу принятия решений субъектами властных полномочий является сутью демократии, которая обеспечивается свободой слова. Учитывая, что распространение информации о решениях и действии (бездействии) субъектов властных полномочий с целью привлечения внимания общества к событиям, которые влияют на жизнь людей и их благополучие, является обязанностью СМИ, предложенные положения законопроекта подрывают саму суть права на свободу выражения взглядов, отрицают это право как таковое. Таким образом, предложенные законопроектом №6688 положения противоречат статье 34 Конституции Украины и статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, — отметили правозащитники.

Эдуард Солодовник

QHA