КИЕВ (QHA) -

В минувшее воскресенье, 2 апреля, в Сербии прошли очередные выборы президента, накануне которых один из кандидатов — пророссийски настроенный премьер-министр страны Александар Вучич — встретился с высокопоставленными чиновниками РФ. И хотя пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков утверждал, что никто не будет влиять на процесс народного волеизъявления, ожидаемо победил Вучич, набрав 55% голосов.

Подобные случаи сегодня стали достаточно типичными в мировой геополитике. Щупальца Кремля пытаются не только обеспечить собственные интересы в украинском Крыму и на Донбассе, но и поучаствовать в мировой политике в Сирии и обозначить важность Арктики «в случае угрозы стратегической ядерной войны против России».

О том, какие тенденции существуют в современном российском лоббизме, какие страны попадают в орбиту политического влияния России и какими инструментами при этом пользуется накачанная нефтяными долларами государственная машина РФ, корреспондент QHA поинтересовался у директора Института профессионального лоббирования Дениса Базилевича.

 

Денис, для начала давайте определимся с понятиями, чтобы наши читатели понимали, что же такое лоббизм в мировой политике. 

— Прежде всего, предлагаю отделить понятие «лоббизм» от «лоббирования». «Лоббизм» преимущественно ассоциируется с явлением, очень близким к коррупции, взяточничеству. Хотя и «лоббирование» не сильно отстает от него по степени негативности восприятия, оно все же воспринимается скорее как процесс, как действие, направленное на оказание влияния на людей, принимающих решения.

При этом люди могут быть самыми разными, начиная от чиновников государственных органов власти и заканчивая служащими разного рода международных организаций и объединений.

Также к лоббированию относятся поддержка и финансирование политических кампаний в ожидании того, что когда определенная политсила или кандидат придут к власти, то влияние на принятие ими решений осуществлять станет проще.

В лоббировании нет ничего крамольного, когда оно подразумевает использование легальных правовых инструментов. Здесь следует отметить, что подкуп, угрозы и шантаж инструментами лоббирования не являются.

Однако везде, где принимаются решения, всегда будет влияние разных групп интересов и взглядов, как на международной арене, так и в рамках внутригосударственных процессов.

Более того, на международном уровне очень распространенным инструментом лоббирования является объединение в коалиции и альянсы уже между государствами.

Как государства отстаивают свои экономические, политические, военные интересы на международной арене?

— Совершенно очевидно, что любая страна всеми доступными способами и методами стремится отстаивать свои позиции и защищать свои интересы на международной арене. Причем исключительно дипломатическими каналами такая коммуникация не ограничивается.

Поэтому лоббирование всегда рассматривалось как необходимый и архиважный элемент внешнеполитической стратегии любой страны. Ярким примером диаметрально противоположных полюсов интересов и взглядов на сегодня как раз являются Украина и Россия. 

Также хотел бы привести классический пример влияния нескольких иностранных игроков на политику одного государства, которое привело к внедрению на законодательном уровне довольно эффективного сдерживающего барьера, не претерпевшего многие десятилетия ни одного изменения.

Конечно же, это США и их Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act), принятый в далеком 1938 году. Это было то время, когда влияние фашистской идеологии имело опасные тенденции и в американском обществе. Тогда американский Конгресс, рассмотрев потенциальную угрозу, на самом высоком уровне принял этот закон, который отнюдь не исключал влияния на свою политику, а просто предписывал ряд процедур для организации мониторинга и контроля над процессами влияния. 

Таким образом, и сегодня любая неамериканская государственная организация или частная компания должна регистрировать контракт, заключенный с лоббистом — резидентом США, содержащий описание услуг и информацию о сумме вознаграждений. Поэтому так детальны и подробны журналистские расследования, посвященные тому, кто и как пытается повлиять на политику США.

Россия пытается усовершенствовать собственное правовое поле с учетом западных тенденций?

— Да, Россия последовала этому примеру лишь несколько лет назад, приняв похожий документ – Закон РФ «Об иностранных агентах». Но, как говорят в Одессе, между ними — две большие разницы, начиная с того, что мы знаем, какую ассоциацию в наших постсоветских странах вызывает словосочетание «иностранный агент»...

Продолжение читайте здесь.

Беседовал Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA