КИЕВ (QHA) -

Уже можно смело говорить, что гибридная война, агрессия России на Донбассе и аннексия Крыма могут поставить крест на перспективе существования некогда авторитетных международных организаций. Рассмотрим шансы основных из них на предмет их будущего и перспектив влияния на мировую политику.

ООН

Российско-украинская война продемонстрировала неспособность Организации Объединенных Наций играть хоть какую-то роль в миротворческих процессах. Структура ООН с ее постоянными пятью членами Совета Безопасности априори давала возможность агрессору блокировать решения Организации и противодействовать даже минимальному движению в процессе разрешения конфликта. ООН скорее напоминает монархию в Испании или Нидерландах с ее чисто формально-представительской ролью. Если Организация не признает наличия глубокого кризиса в своих рядах и своей неспособности решать конфликты в нынешних условиях, ее постигнет роль предшественника - Лиги Наций, которая в начале Второй мировой войны расписалась в собственной беспомощности и прекратила существование.

ОБСЕ

Упомянутый конфликт на востоке Украины, на первый взгляд, повысил значимость Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Но только на первый взгляд. В ОБСЕ, как и в ООН, входит Российская Федерация. А это уже само по себе поднимает шансы на искажение объективной информации, особенно когда речь идет о вооруженных конфликтах. Во время АТО бывали случаи, когда боевики провоцировали ВСУ на огонь, и в этот самый момент, как по мановению волшебной палочки, появлялась мониторинговая миссия ОБСЕ. В результате начали составляться акты, в которых именно украинская сторона выступала агрессором. Так происходило, потому что в наблюдательную миссию входили россияне или граждане других стран, имевших четкую пророссийскую позицию. Они налаживали контакт с боевиками ЛНР/ДНР и появлялись только там, где это было выгодно террористам. Такие случаи хоть и не носили массовый характер, и все же происходили.

В этом контексте следует вспомнить и о дискуссии вокруг полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Поскольку Путин дал предварительное согласие на эту миссию, задумка, скорее всего, призвана загнать Украину в ловушку. На самом деле Путин просто хочет легализовать присутствие своих вооруженных формирований, переодев их в форму полицейских ОБСЕ, поскольку РФ, как уже отмечалось, является членом этой организации. Сомнений в том, что российские «миротворцы» найдут общий язык с боевиками, нет.

Итак, учитывая опыт участия ОБСЕ в наблюдении за условиями «перемирия» на Донбассе, эта организация вообще рискует стать инструментом в руках агрессора, чем абсолютно нивелирует свою миссию.

ЕС

Наибольшую тревогу в свете описанных событий вызывает судьба именно Европейского Союза. Очевидно, что ЕС переживает не лучшие времена, причинами чего являются экономический кризис, ситуация в Греции, перманентные противоречия между членами Союза, рост числа евроскептиков, террористические акты и попытки отдельных национальных групп отделиться.

Отправной точкой на пути к краху ЕС могут стать результаты референдума в Великобритании относительно членства этой страны в Евросоюзе. Ведь выход британцев из сообщества приведет к цепной реакции. Кроме того, он окончательно похоронит хрупкое единство Европы в ряде ключевых политических вопросов, в том числе и в отношении войны в Украине, и спровоцирует рост сепаратизма, евроскептицизма и ксенофобии на фоне притока мигрантов с Востока. Вдохновленные примером Великобритании, евроскептики во Франции, Австрии, Италии, представленные преимущественно пророссийскими ультраправыми силами, начнут запускать процесс если не выхода своих стран из ЕС, то хотя бы пересмотра отношений с Брюсселем в сторону увеличения независимости от позиции Евросоюза. В это же время сепаратисты Каталонии, Фландрии, возможно, Корсики, Басконии, Уэльса, Ольстера, Шотландии будут все больше и больше заявлять о своих правах на суверенитет. Кроме того, о желании выйти из ЕС может сообщить еще ряд стран. Сейчас в «зоне риска» находятся прежде всего Греция и Венгрия.

Кстати, именно вялая позиция по Крыму и неумение еврочиновники обуздать пророссийские силы внутри самого Евросоюза и стали катализатором центробежных движений в Европе. И хотя ЕС и к началу 2014 года не выглядел непоколебимой скалой, теперь его перспективы более чем туманными, особенно в свете агрессивной гибридной войны со стороны РФ («фанатские войны» на Евро-2016 во Франции - это, по данным немецкой разведки, тоже часть гибридной войны).

Задача России - развалить ЕС, поколебать единство в стане стран Объединенной Европы. Если РФ это хотя бы на 50% удастся, то единственной мировой силой, которая сможет взять на себя ответственность за мир и безопасность по крайней мере в Североатлантическом пространстве, останется НАТО.

НАТО

Гибридная война со стороны России выявила слабые места в структуре НАТО и в процедуре принятия Альянсом решений. Самое слабое место НАТО - это бюрократические процедуры, которые могут помешать в момент, когда решение надо принимать молниеносно. Также сказывается отсутствие точек соприкосновения в позициях между политической и военной составляющей Альянса. Если военная структура уже готова жестко реагировать на агрессивные действия России, то политики и дипломаты не только максимально стараются избежать военных столкновений, но и готовы сдать перед Россией ряд позиций (речь о позиции по Украине, которую расшатывают французское и немецкое внешнеполитические ведомства).

Мировые структуры безопасности столкнулись с кризисом. Беспрецедентным со времен Карибского кризиса 1962 года. Много времени потеряно, но возможность трансформировать систему коллективной безопасности у западного мира еще есть. Саммит НАТО в Варшаве, который состоится 8-9 июля 2016 года, может стать историческим, даже решающим для дальнейшей судьбы Североатлантического альянса. На нем планируется выработать стратегию действий по противодействию гибридной войне, которую ведет Россия.

В этом свете для представителей Альянса главное - прекратить врать самим себе, что «Россия еще может измениться», и осознать уровень угрозы, которую несет свободному миру режим Путина. Уже сейчас канадские разведчики сообщают о переориентации российской «оборонки» в пользу развития сверхсовременной системы вооружений, рассчитанной, в частности, на ведение наступательных операций - в небе, на суше и на воде. Агонизирующий путинский режим сейчас действительно готов пойти на крайне агрессивные действия, и от них Европу не спасет позиция «страуса» вроде «ой, вы нас не бейте, а мы вас больше не будем провоцировать» (фактически эту позицию уже озвучил министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, комментируя учения НАТО, которые проходят в Польше).

Сейчас для НАТО наступил ключевой в истории момент: или организация адекватно ответит на вызовы современности, или бесславно уйдет в небытие. Военная мощь, которая в десять раз превышает российскую, может не принести никакой пользы из-за трусливой позиции ряда политических игроков. Чтобы этого не произошло, Альянс должен изменить свои внутренние правила, а изменение правил, кстати, вовсе не противоречит пунктам основополагающего акта НАТО - Североатлантического договора. Но правила, нормы, процедуры должны стать более гибкими. Это касается в первую очередь поля деятельности НАТО и принятия новых членов. Если Украина и Грузия сейчас не могут стать полноправными членами Альянса - не позволяет уровень стандартов вооруженных сил этих стран, - то следует предоставить им ассоциированное членство (такой статус вполне может появиться в результате решений саммита) с правом получать финансовую и другую помощь нечеловеческой силой в случае вооруженных конфликтов. Еще раз подчеркиваем: это вполне возможно, была бы только политическая воля изменить правила.

Также вполне логично было бы не наполнять страны Балтии военными из Германии и США, а вместо этого вооружить Украину. В этом случае Россия будет максимально «прикована» на украинском направлении и не сможет вести военные действия против той же Эстонии или Литвы.

Расширение Альянса и применение им новых методов противодействия или контрмер ведения войн также является одним из ключевых вопросов, от которого зависит будущее НАТО. Уже сейчас надо решать вопрос принятия в Альянс Македонии и Черногории (а в перспективе - и остальных стран Балканского региона), назвать конкретные даты членства Украины и Грузии (например, 2022-2025 гг.) и дать этим двум странам письменные гарантии о принятии, подтолкнуть к членству Швецию и Финляндию, а также расширить сферу миротворческих действий до Индийского и Тихого океанов, где существует потенциальная опасность агрессивных действий со стороны КНДР, Китая или исламистских государств (кто даст гарантию, что завтра исламисты не придут к власти, скажем, в Индонезии?).

Одним словом, для мира в мире критически важно, сможет ли Запад ответить на вызов, который ему бросил мировой (как государственный, так и негосударственный) терроризм. И не стоит тешить себя мыслью, что мир не столкнется с новыми геополитическими реалиями, что мир не увидит распада России, переформатирование или создание новых международных военных союзов. Все это будет, и к этому надо быть готовыми - точка бифуркации еще далеко не пройдена!

Сергей Пархоменко

ФОТО: интернет

QHA