КИЕВ (QHA) -

С точки зрения современного международного права, позиция «Къырым бирлиги», изложенная в соответствующем обращении к ООН, является безосновательной и ничтожной. В ней полностью отражены надуманные тезисы российской пропаганды, целью которых является оправдание вооруженной агрессии РФ против Украины, незаконной оккупации АР Крым и г.Севастополь и последующей попытки аннексии этих украинских территорий. Таким образом в пресс-службе Министерства иностранных дел Украины агентству QHA прокомментировали информацию о том, что Россия передала в ООН обращение пророссийской крымскотатарской общественной организации "Къырым бирлиги" с призывом признать присоединение полуострова к РФ не противоречащим нормам международного права и отменить санкции.

В МИД акцентировали, что внешнеполитическое ведомство Украины и в дальнейшем будет информировать и предостерегать своих международных партнеров о деятельности РФ по международно-правовой легализации аннексии Крыма с использованием «искусственно созданных для этого организаций, в т.ч. таких, как упоминавшаяся «Къырым бирлиги»». МИД также отмечает, что на международной арене представлять позицию крымских татар может только Меджлис крымскотатарского народа, который в прошлом году был незаконно запрещен РФ.

- На площадке ООН и в двусторонних отношениях с иностранными партнерами нами будет акцентировано, что единственным репрезентативным органом крымских татар, признанным и на международной арене, является Меджлис крымскотатарского народа, деятельность которого именно из-за его независимой от Кремля позиции была незаконно признана Россией, как государством-оккупантом, экстремистской и была запрещена. Любые другие псевдообщественные организации, созданные во время оккупации российской оккупационной властью Крымского полуострова и зарегистрированные вопреки законодательству Украины, не представляют интересы крымских татар и не имеют соответствующего авторитета среди них.

В МИД Украины детально разъяснили, в чем заключается необоснованность утверждений, изложенных в обращении пророссийской «Къырым бирлиги» в ООН и в каких именно моментах они противоречат нормам международного права. Так, в обращении к ООН «Къырым» и российская сторона настаивают, что Крым якобы воспользовался правом сецессии (то есть - «Крым сам ушел»), воспользовавшись правом наций на самоопределение, тогда как украинская сторона и международные институты считают, что состоялась именно аннексия (т.е., силовое присоединение части территории суверенного государства другим государством).

Как говорится в ответе МИД, попытки России в случае с Крымом ссылаться на концепцию «самоопределения народов» рассчитаны на ее использование для расчленения других государств и включения, в той или иной степени, образованных таким образом субъектов в сферу влияния России.

- В международном праве термином «сецессия»(secession) обозначается способ создания нового государства путем отделения определенной территории от существующего государства. Такой способ образования государств был присущ событиям конца ХVII - первой половины ХХ веков, и связан с образованием: (1) независимых государств в Америке; (2) национальных государств в Европе в процессе распада существовавших в то время империй; (3) независимых государств в Африке и Азии в процессе деколонизации.
Современное международное право, сложившееся после Второй мировой войны, сохраняет возможность правомерной сецессии, в порядке реализации права народов на самоопределение (в его внешнем проявлении - external self-determination), только в двух случаях: (1) в контексте процесса деколонизации; (2) в случае вооруженной оккупации (население оккупированных территорий имеет право на самоопределение).
В свою очередь, право народов на самоопределение, на которое ссылается государство-агрессор, обосновывая попытки аннексии АР Крым и г.Севастополь, в современном международном праве рассматривается как «внутреннее право на самоопределение» (internal self-determination), суть которого заключается в том, что государство обязано обеспечить народам, проживающим на его территории и не являющимся «титульной» нацией, право свободно (суть понятия «свободно» заключается в запрете дискриминации со стороны государства по национальному признаку) определять свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие в рамках существующего государства.

Ключевым положением современной концепции внутреннего права на самоопределение народов является то, что оно должно реализовываться без угрозы территориальной целостности соответствующего государства, подчеркнули в МИД. Именно такой подход безусловно поддерживается практикой государств (которая формирует обычные нормы международного права), отражен в многочисленных международно-правовых актах, практике Международного суда ООН и доктрине международного права.

Право на самоопределение народов (в аспектах деколонизации и оккупации), а также гипотетическое право на «защитную сецессию» в ситуации с Крымом не могут быть применены, считают в МИД. Поэтому необходимо исходить в первую очередь и главным образом из общеобязательных принципов международного права нерушимости границ и территориальной целостности государств, которые были грубо нарушены Российской Федерацией, заключили в украинском внешнеполитическом ведомстве.

Что касается так называемого «присоединения Крыма к РФ», то такое «присоединение» не имело места, поскольку присоединиться к другому государству или образовать общее государство имеют право только государства, акцентировали в МИД (QHA: в свое время юристы отмечали - спеша аннексировать Крым и легализовать эту аннексию путем незаконного референдума в 2014 г., РФ вообще не включила в бюллетень вопрос о создании независимого крымской государства. Поэтому фактически можно говорить, что Россия "включила" в состав РФ субъект Украины - АР Крым, таким образом, давая дополнительные свидетельства нелегитимности данного мероприятия).

Говоря о перспективах рассмотрения Обращения пророссийской «Къырым бирлиги» в ООН, в МИД отметили, что позиция ГА ООН базируется на двух резолюциях 2014 и 2016 гг., поддерживающих территориальную целостность Украины в международно признанных границах, указывающих на незаконность крымского "референдума" 2014 года, не признающих его и указывающих на недопустимость признания каких-либо изменений статуса Автономной Республики Крым и города Севастополь. Кроме того, в резолюции 2016 отмечается недопустимость системных нарушений прав человека, осуществляемых российской оккупационной властью в Крыму, в частности, внесудебных казней, похищений, политически мотивированных преследований, ограничения базовых политических прав жителей Крыма, подчеркивается необходимость РФ как государства-оккупанта выполнять требования международного права.

Как сообщало QHA, в интервью агентству глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, комментируя обращение "Къырым бирлиги" в ООН, сказал: "... обращение такой карманной, созданной оккупантами организации, это ничто по сравнению с принятой в декабре 2016 года ООН ключевой Резолюцией, согласно которой Россия признана страной-агрессором, а Крым - аннексированной территорией. И теперь все, в том числе, и такие нелепые персонажи как Ремзи Ильясов и Виталий Чуркин, должны исходить из этих определений ".

QHA