КИЕВ (QHA) -

Построенный Россией Крымский мост определенным образом облегчит и удешевит ротацию российских войск между материком и оккупированным полуостровом, однако не решит базовых проблем, спровоцированных оккупацией, в частности с водо- и электроснабжением.

Такое мнение в комментарии агентству QHA высказал заместитель директора по международным вопросам Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Михаил Самусь, комментируя значение Крымского моста для российской милитаризации оккупированного Крыма.

При этом эксперт отметил, что сейчас вряд ли стоит ожидать резкого увеличения военного контингента и оружия в Крыму, поскольку за четыре года оккупации Россия уже завезла в Крым значительное количество разнообразного вооружения.

— Мост – это логистически-коммуникационное звено, которое облегчит, удешевит и ускорит переброску войск на оккупированный полуостров из России. Обычная логистика, материально-техническое обеспечение будут переведены на более дешевый способ через мост. Все остальное фактически не изменится. Мост облегчит коммуникацию, обеспечение российских войск, но это не повлияет кардинально на какой-то состав группировки, созданной сейчас россиянами в Крыму. На самом деле российскими войсками Крым уже настолько наводнен, что я не думаю, что там нужна какая-то еще массовая переброска. Разве что теперь этот мост будет использоваться для того, чтобы техника постоянно находилась в ротации и могла быстро перебрасываться, – считает он.

По мнению эксперта, Крым сам по себе не имеет большого значения для ведения сухопутных операций, поскольку все равно остается фактически островом для страны-оккупанта. Крым имеет значение для военно-морской и военно-воздушной компонент, а также для использования ракетного оружия против Украины и в целом в Черноморском бассейне и противодействия турецкому контролю проливов Босфор и Дарданеллы.

Михаил Самусь также отметил, что строительство моста не решит базовых проблем Крыма, обусловленных российской оккупацией, в частности, с водо- и электроснабжением. Причем эти проблемы не будут решены ни для военных, ни для гражданских крымчан или туристов, которых даже облегчение дороги в Крым в связи с введением моста вряд ли привлечет ехать отдыхать в запущенный в бытовом плане полуостров. Кроме того, мост открыли тогда, когда остальная инфраструктура еще не запущена, в частности, трасса Таврида.

— Остается непонятным, каким образом они будут возить ту же воду, например, потому что вопрос обеспечения водой не решен и будет оставаться актуальной проблемой для всего Крымского полуострова. Для России Крым остается островом, оккупированной территорией, которая теперь присоединена мостом к территории России. Но ключевые проблемы, например, водо- или электроснабжение, они остаются, – сказал он.

Эксперт также предположил, что через некоторое время проявятся проблемы, обусловленные авральным строительством Крымского моста, который строился в советских традициях политических пропагандистских проектов. В частности, при проектировании и возведении моста все подгонялось под нужды политической целесообразности и за скобки выводились потенциальные проблемы с его конструкцией, вообще целесообразностью строить такое сооружение в том месте, а также вопросы финансирования работ. По мнению эксперта, через некоторое время мы услышим и увидим отголосок тех проблем, на которые сейчас закрываются глаза, и которые пока не очевидны (в частности, в том числе и российские специалисты говорили о нецелесообразности строительства моста в Керченском проливе из-за сложных грунтов и разрушительной силы зимних штормов – ред.).

— Они гнали к дате определенной открыть этот мост, как в СССР – к Октябрьской революции или Великой победе, а затем проявляются очень большие проблемы и в самой конструкции, и особенно, в финансовой компоненте. Зная советскую и российскую традицию, я уверен, что подрядчикам за эти работы еще полностью не заплатили. И скоро мы узнаем, что огромное количество будет судебных исков и от подрядчиков, и от субподрядчиков. Мне почему-то кажется, что все работали там бесплатно, это нормальная практика как в России, так и в Советском Союзе – давайте выполним решение великого Путина, а дальше разберемся, это уже детали. А эти детали потом проявляются и становятся главной проблемой – и как этот мост обслуживать, и как его доводить до кондиции. В принципе уже никому не интересно, как железную дорогу там построят. Главное, что Путин мост открыл на КАМАЗе и все, вопрос закрыт. Далее идет Чемпионат мира по футболу, в авральном порядке обустраиваются стадионы, а через полгода и там, и тут начнут разбирать завалы – что они там открыли, и кто кому сколько должен за это аврал. Я уверен, что так и будет, – отметил он.

Ранее постоянный представитель президента Украины в АРК Борис Бабин высказал мнение, что Крымский мост создаст предпосылки для более активного использования полуострова как плацдарма российской агрессии против Украины, других стран Европы и региона Средиземного и Черного морей.

QHA