КИЕВ (QHA) -

Министерство иностранных дел Украины ожидает, что во время наблюдения за выборами президента России Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) будет действовать на основе уважения территориальной целостности стран-участниц ОБСЕ и, в частности, Украины.

Так агентству QHA в пресс-службе МИДа прокомментировали информацию российских СМИ о том, что оккупированый Крым может войти в сферу мониторинга со стороны БДИПЧ/ОБСЕ на выборах президента РФ, намеченных на март 2018 года.

В МИДе также выразили надежду, что БДИПЧ/ОБСЕ будет в полной мере соблюдать резолюции Генассамблеи ООН, в которых неоднократно подчеркивалась территориальная целостность Украины. В частности, резолюцию ГА ООН от 19 декабря 2016 года, в которой Крым и Севастополь были названы украинскими территориями, временно оккупированными РФ, а Россия была названа страной-оккупантом.

— АР Крым и город Севастополь являются территорией Украины, незаконно оккупированной Российской Федерацией. Суверенитет и территориальная целостность Украины в пределах международно признанных границ подтверждаются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. МИД исходит из того, что в случае проведения наблюдения за президентскими выборами 2018 года в РФ, БДИПЧ в полной мере будет придерживаться резолюций ГА ООН 68/262 «Территориальная целостность Украины» от 27.03.2014р. и 71/205 «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)» от 19.12.2016 г. в соответствии с основополагающими принципами Хельсинкского заключительного акта 1975 года и на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности государств ОБСЕ.

В МИДе в очередной раз перечислили те многосторонние и двусторонние международные договоры, которые нарушила Россия, осуществив незаконную аннексию украинского Крыма. Украинское внешнеполитическое ведомство также акцентировало внимание на недопустимости насильственного насаждения в оккупированном Крыму российского правоустройства.

— Оккупировав в результате вооруженной агрессии против Украины Крым и насильно насаждая на полуострове свое правоустройство, Российская Федерация продолжает грубо нарушать основополагающие нормы и принципы международного права, закрепленные, в том числе, в Уставе ООН, Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975, Меморандуме о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года, а также обязательствах по многосторонним и двусторонним международный договорам, участницей которых является Российская Федерация.

Подытоживая, в МИД подчеркнули, что Украина не признавала и не признает голосования во время так называемых выборов, которые организуют российские власти на территории временно оккупированных АР Крым и Севастополя.

Как сообщалось в российских СМИ, на президентских выборах 2018 года Крым может войти в число территорий, где мониторинг будет вести БДИПЧ/ОБСЕ. В организации не исключили, что ее представители могут посетить полуостров, правда, только в том случае, если Миссия по оценке потребностей увидит в этом необходимость. Эта Миссия прибудет в Россию в декабре т.г., тогда же международные эксперты планируют изучить «политический контекст и выбрать оптимальный формат наблюдения» на выборах президента РФ в 2018 году, а также принять решение - в каких регионах проводить мониторинг, пишут «Известия».

Стоит отметить, что в отношении выборов в Госдуму РФ в 2016 году сложилась скандальная ситуация с наблюдением за их ходом со стороны БДИПЧ/ОБСЕ. С одной стороны, руководство БДИПЧ/ОБСЕ отмечало, что Крым не является частью их наблюдений, и как таковое наблюдение за выборами на полуострове тогда не проводилось. С другой стороны, в окончательном отчете организации даже не упоминался тот факт, что АР Крым и г.Севастополь являются незаконно оккупированными Российской Федерацией территориями. При этом невозможность мониторинга за выборами в Крыму в отчете объяснялось «отсутствием консенсуса в вопросах статуса Крыма среди стран-участниц ОБСЕ».

Тогда Украина резко осудила этот отчет БДИПЧ/ОБСЕ. В частности, Верховная Рада приняла обращение к государствам-участникам ОБСЕ, в котором отметила, что пояснение насчет «отсутствия консенсуса» относительно принадлежности Крыма недопустимо, поскольку статус АР Крым и г. Севастополь как неотъемлемой составляющей суверенной территории Украины не является и не может быть предметом обсуждения. В обращении также отмечалось, что выборы в Государственную думу РФ были проведены на территории иностранного государства (в АР Крым и Севастополе), на которую не распространяется суверенитет РФ, однако окончательный отчет Миссии ОБСЕ/БДИПЧ по выборам в Госдуму РФ 2016 не содержит юридической оценки влияния проведения голосования в Крыму и г. Севастополь на результаты этих выборов. Верховная Рада призвала ОБСЕ/БДИПЧ оперативно разработать стандарты реагирования и оценки вызовов для избирательных стандартов, связанных с агрессивными действиями одних государств-участников ОБСЕ на территории других, однако пока ничего не известно о разработке и утверждении таких стандартов реагирования.

Справка. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ - один из региональных институтов ОБСЕ со штаб-квартирой в Варшаве, занимающийся продвижением идеи демократических выборов, соблюдения прав человека, толерантности и недискриминации.

Согласно п.8 Копенгагенского документа 1990 г., все государства-участники ОБСЕ имеют политические обязательства приглашать наблюдателей от ОБСЕ и государств-участников Организации участвовать в наблюдении за национальными выборами.

QHA