КИЕВ (QHA) -

Нынешней осенью начался конкурсный отбор претендентов на 5 должностей судей Конституционного суда Украины, однако несовершенство процедур может привести к тому, что КСУ превратится из независимого арбитра в послушный инструмент в руках какой-либо из ветвей власти.

Как передает корреспондент QHA, такой тезис озвучили участники пресс-конференции «Отбор судей в Конституционный Суд: главные опасности конкурса».

Эксперт Центра политико-правовых реформ Богдан Бондаренко рассказал, что сейчас начался процесс отбора судей в КС, который происходит по трем процедурам, и в итоге должны назначить 5 судей, чтобы получить полный состав КС - 18 человек. Так, 8 сентября начался отбор кандидатов на должность судьи КСУ по квоте Съезда судей (1 судья), назначение должно состояться на съезде уже 13 ноября. 9 октября начался отбор по квоте Верховной Рады (2 судьи), назначение должно состояться до 7 декабря включительно. 19 октября отбор начался по квоте Президента (2 судьи), назначение должно состояться до 19 декабря включительно.

Эксперт рассказал о рисках существующей процедуры отбора судей КСУ, которая, в частности, не согласуется с соответствующей статьей Конституции, и фактически не позволяет провести отбор судей КСУ на конкурсной основе.

В частности, он отметил, что законодательство содержит два новых конституционных требования к претендентам на должность судьи: высокие моральные качества и высокий уровень компетентности правоведа. Однако ни Закон, ни кто-либо из субъектов назначения не установили критерии оценки этих двух новых требований. И, по мнению Бондаренко, ни Совет судей, ни другие субъекты не могут оценить претендента по этим критериям.

Что касается процедуры отбора кандидатов в КСУ по квоте Верховной Рады, то и здесь есть нестыковки в законодательстве, которые негативно влияют на конкурсный отбор: предусмотрена подача кандидатур как парламентскими фракциями, депутатскими группами и группами внефракционных нардепов, так и самими кандидатами. Бондаренко прогнозирует, что это противоречие может повлиять на сроки определения кандидатур от Совета.

— Закон о КС позволяет кандидатам самостоятельно подавать заявления для участия в конкурсе, а Конституция установила другой порядок - что кадидатуры могут подавать только депутатские фракции или группы. Вчера должно было состояться заседание Комитета ВР по вопросам правовой политики, где должны были рассмотреть кандидатуры, но оно не состоялось. У Комитета есть месяц для рассмотрения вопроса и подачи /кандидатур/ на ВР. Однако мы знаем, как медленно работает Рада. Надеюсь, к Новому году они назначат 2 судей, которых они должны назначать по квоте.

Председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, отметил, что сейчас роль КСУ в правовой системе очень высока, благодаря тому, что в июне 2016 года состоялась конституционная реформа, изменившая статус Конституционного Суда. Для имплементации конституционных новелл 13 июля 2017 года был принят Закон «О Конституционном Суде Украины». И именно КСУ, в условиях парламентско-президентской республики, должен жестко реагировать на превышение полномочий со стороны высших органов государственной власти.

— Роль КСУ в нашей правовой системе очень высока. Парламентско-президентская форма правления, предусмотренная у нас, является достаточно слабой. У нас есть президент со своими полномочиями и правительство со своими, и иногда трудно провести границу, где заканчивается компетенция одного органа и начинается компетенция другого. Как только какой-то высший орган государственной власти - президент, правительство или парламент - выходят за пределы своих полномочий, сразу должно быть представление и КС должен определять истину. Никто другой не сможет выполнить эту роль арбитра между высшими органами государственной власти.

В то же время, эксперт отметил, что нынешний Конституционный суд, в котором сейчас 13 судей из необходимых 18-ти, не выполняет своей конституционной функции, хотя даже такое количество судей позволяет ему принимать решения. К примеру, в течение нынешнего года КСУ не принял ни одного решения, хотя среди ожидающих принятия, очень важные, скажем, поданный еще при Януковиче закон о референдуме или закон о языке. Кроме того, КСУ уже несколько лет не может избрать председателя. Колиушко подчеркнул, что фактическая бездеятельность Конституционного суда ставит под угрозу функционирование всего государственного механизма. По мнению эксперта, приход новых пяти судей может изменить ситуацию как в лучшую, так и в худшую сторону - в зависимости от того, кто именно будет назначен на должность судьи. При плохом сценарии есть риск получить «послушный» в отношении какой-либо из ветвей власти суд.

— К сожалению, мы имеем КС, который не выполняет своей конституционной роли и своего назначения, и ставит под угрозу весь государственный механизм. Приход 5-ти судей может значительно изменить эту ситуацию. Но, к сожалению, как в лучшую, так и в худшую сторону, и это зависит от того, кто именно придет на должности судей. Если определенным органам власти удастся провести туда очень лояльных и послушных представителей, то есть большой риск получить послушный Президенту или иной ветви власти суд. Если же туда придут честные и компетентные судьи, то у нас есть шанс улучшить функционирование власти в стране.

В то же время, Колиушко, хотя и специфически, но положительно отозвался о деятельности конкурсной комиссии по отбору судей в КСУ по президентской квоте.

— Хорошо, что в комиссии президентской хотя бы делают вид отбора /претендентов на должность судей/. Маленький шаг к улучшению сделан.

Колиушко также добавил, что качество функционирования Конституционного суда должно быть непосредственно интересно и рядовым гражданам, поскольку в Украине вводится особый институт защиты нарушенных прав человека - конституционная жалоба (QHA: любой гражданин Украины имеет право обратиться в КСУ, если считает, что какое-либо решение государственных институтов нарушает его конституционные права. В прошлом году ст.55 Конституции Украины дополнили новой частью: "Каждому гарантируется право обратиться с конституционной жалобой в Конституционный Суд Украины по основаниям, установленным настоящей Конституцией и в порядке, определенном законом. Кроме того, Конституция дополнена статьей, согласно которой КСУ решает вопрос о соответствии Конституции закона Украины по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все остальные внутренние средства правовой защиты исчерпаны»).

— У КС появляется новая функция - конституционная жалоба о нарушениях прав граждан в результате неконституционности решений. Станет ли этот механизм новым важным инструментом защиты прав человека, зависит от того, каким будет суд.

Экс-судья Конституционного суда Виктор Шишкин обеспокоен уровнем компетенции самих членов конкурсных комиссий, которые будут отбирать судей.

— Меня волнует, кто будет судьями над судьями - кто будет определять уровень претендентов. Тот, кто оценивает, должен быть выше претендента, скажем так, как преподаватель университета оценивает студента. Если бы эти комиссии наполнились экс-судьями, это было бы приемлемо. Хотя иногда судьи над судьями недостаточно для того, чтобы оценить судью.

Шишкин также обратил внимание на такие новые критерии отбора, как высокие моральные качества и высокий уровень компетентности. По его мнению, способность судьи действовать независимо является очень важным показателем. Он привел положительный пример деятельности Конституционного суда Молдовы. Шишкин напомнил, что этот КС признал незаконным, противоречащим Конституции Молдовы нахождение российских войск в Приднестровье. Кроме того, КС четко указывал президенту Додону, когда тот выходил за пределы своей компетенции. А недавно КС Молдовы разрешил назначить и.о. президента страны из-за невыполнения Игорем Додоном конституционных обязанностей (решение принято в ответ на обращение правительства РМ в КС из-за отказа Додона утверждать кандидатуру министра обороны). По мнению Шишкина, для принятия таких решений, конституционным судьям необходимы не только знания, но и определенное мужество. При этом он добавил, что состав украинского КС, который существовал и во времена президента Януковича, и при президенте Порошенко, ни разу не решился указать главе государства: «Читай Конституцию» в тех случаях, когда для этого были основания.

— Что касается новых судей, с точки зрения подготовленности они могут быть соответствующими, а вот с точки зрения мужества... Если у тебя нет внутреннего стержня, то до лампочки все твои знания.

Говоря о важности моральных качеств судьи, Шишкин вместе с тем отмечает, что далеко не каждый человек, работавший в судебной системе, может претендовать на должность конституционного судьи. В частности потому, что сфера судебной практики - это одно, а деятельность в КСУ требует несколько иных способностей и знаний, поскольку КСУ - это научно-аналитическая организация, которая трактует Конституцию.

— То, что человек очень хорошо рассматривал уголовные дела, совсем не означает, что он так же хорошо будет рассматривать конституционные дела. Специалист в области гражданского или уголовного права может быть недостаточно образованным в области конституциализма.

Научный консультант по правовым вопросам Центра Разумкова Виктор Мусияка акцентировал внимание на том, что после избрания пяти судей КСУ будет полноценно функционировать и именно поэтому так важно, кто именно войдет в его состав.

— Речь идет об органе конституционного надзора, имеющем совсем другой статус после принятия изменений в Конституцию и закон /о КСУ/. Мы обращаем особое внимание на то, что сейчас идет избрание в количестве 5 судей, которые должны "закрыть" этот состав суда, и тогда уже суд будет решать все вопросы Конституции в соответствии с полномочиями и, в том числе, избрание руководства суда.

Мусияка также считает, что процедуры, с использованием которых сейчас проводится отбор судей, чрезвычайно важны, но, к сожалению, они формальны и не обеспечивают независимого конкурсного отбора. Кроме того, пробелы в законодательстве относительно новых критериев негативно влияют на результат отбора.

— Государство уклонилось от того, чтобы реально осуществить процесс отбора кандидатов на должности судей КС. Появились два новых критерия при отборе кандидатов - высокие моральные качества и признанный уровень компетентности. Но непонятно - кем признанный уровень компетентности, это необходимо было прописать в законе.  Это может быть решение профессионального сообщества. Общество должно знать - как и кого выбирают.

Как сообщало QHA, президент Петр Порошенко в августе 2017 года подписал закон "О Конституционном суде Украины", отметив, что этот закон вводит абсолютно прозрачный механизм отбора судей КСУ. В то же время правозащитные организации выступили против принятия этого закона.

QHA