КИЕВ (QHA) -

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Григорий Немыря считает, что размещение миротворцев ООН на Донбассе может происходить поэтапно, но необходимо обезопаситься от того, что на очередном, невыгодном для нее этапе, Россия может заблокировать продвижение миссии, воспользовавшись правом вето в Совбезе.

Как передает корреспондент QHA, об этом он сказал на заседании первой Национальной платформы «Диалог о мире и безопасной реинтеграции».

По словам Немыри, несмотря на значительную территорию, которую должна будет охватить миссия (17,5 тыс. кв.км в Донецкой и Луганской области и 408 км неконтролируемой границы между Украиной и РФ), миротворцы могут размещаться не сразу на всей территории ОРДЛО, а поэтапно: линия АТО, в целом зона конфликта и на неконтролируемом участке границы с РФ. Россия, вероятно, может проголосовать на СБ ООН за такой вариант мандата, но в таком формате, чтобы иметь возможность впоследствии заблокировать его. Поэтому, еще при первом голосовании за мандат на уровне Совбеза необходимо принять меры, чтобы Россия не смогла заблокировать деятельность миссии. Не допустить это можно, если принять мандат миссии одной резолюцией Совбеза, включая все этапы, считает Немыря.

— По поэтапному размещению миротворческих сил. Здесь есть риск, который мы должны осознать. Если говорится, что они (миротворцы) не могут быть одновременно размещены и на линии разграничения, и в зоне конфликта, и на государственной границе, и существует опасность, что в переходе от одного к другому или к третьему этапу, могут быть недоверие и какие-то манипуляции, в частности, использование права вето Россией в ООН ... Наше предложение заключается в том, что размещение миротворческих сил может происходить поэтапно, но Совет безопасности ООН должен утвердить это одной резолюцией таким образом, чтобы не пришлось возвращаться в Совет безопасности ООН за дальнейшими резолюциями. Решение о переходе от одного этапа к другому должно было приниматься специальным представителем Генерального секретаря ООН в консультациях с командующим миротворческими силами и другими.

Григорий Немыря также озвучил принципы Украины, которые должны быть учтены при определении стран, которые должны предоставить своих военных в миротворческий контингент (в дополнение к ключевому принципу, что в миссии не должно быть представителей государства-агрессора — России).

— Во-первых, это принцип военной способности, во-вторых, опыт миротворческой деятельности, в-третьих, взаимодействие и совместимость с войсками других стран, и это сильная страна-лидер. В отношении лидера, то наша точка зрения заключается в том, что лучший выбор здесь может быть между Финляндией и Швецией — как странами, которые имеют репутацию, признаются и могли бы признаваться всеми сторонами конфликта как нейтральные.

Что касается участия в контингенте стран, входящих в военные блоки, в частности, НАТО или ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности, куда входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), то со слов Немыри рассматриваются два варианта. Один из них полностью исключает участие в миссии представителей военных блоков «ни НАТО, ни ОДКБ». Второй вариант предусматривает участие по две страны от НАТО и ОДКБ, но это предложение не является предложением Украины. Сторонники второго варианта отмечают, что при формировании миротворческого контингента, в частности, надо учитывать языковой и культурный принцип, чтобы участники миссии могли не только мониторить прекращении огня, но и взаимодействовать с гражданским населением, которое проживает на этой территории.

Григорий Немыря также перечислил основные задачи, выполнение которых ожидает Украина от международных миротворцев. По его словам, мандат миротворческой миссии должен включать в себя следующие элементы: обеспечение безопасности СММ ОБСЕ и временной международной администрации; проверка, обеспечение и принуждение к перемирию, разделение воюющих сторон; сдерживания нарушителей перемирия; надзор за выводом, уничтожением или сохранением в отведенных местах тяжелого вооружения; защиту гражданского населения и объектов критически важной инфраструктуры; обеспечение безопасности на линии разграничения и на российско-украинской границе; поддержка закона и порядка; утилизация боеприпасов, которые не взорвались, в частности мин и разминирование; содействие обмену заложниками и заключенными.

QHA