КИЕВ (QHA) -

В Украине 5 мая вступил в силу закон, по которому депортированные советским режимом народы признаны жертвами политических репрессий. В частности, речь идет о крымских татарах, которые 18 мая будут отмечать 74-ю годовщину депортации.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов» Верховная Рада приняла 13 марта, а президент подписал 5 мая.

Целью закона является восстановление исторической справедливости, установление порядка реабилитации репрессированных лиц и лиц, пострадавших от репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов, восстановление их политических, социальных, экономических и других прав, определение порядка возмещения вреда, причиненного таким лицам вследствие репрессий, недопущение повторения преступлений тоталитарных режимов.

Согласно закону к списку репрессий отнесены те действия советской власти, которые не были предусмотрены соответствующим законодательством, принятым в 1991 году.

В новом законе перечисляются и разъясняются новые термины относительно преступлений советской репрессивной машины против собственного народа. К примеру, дается определение следующих терминов: высылка, депортация, ссылка, политический, национальный, религиозный, классовый мотивы, раскулачивание и тому подобное.

В частности, в ст.1.1 закона депортация определяется как «... принудительное выселение народов, этнических, этноконфессиональных, социальных или иных групп населения из мест их постоянного проживания по политическим, классовым, социальным, религиозным, национальным мотивам» (ранее депортация не считался формой репрессий, и соответственно, депортированые не считались пострадавшими от репрессий и не подлежали реабилитации – ред.).

Статья 2 перечисляет 23 формы репрессий, применявшихся в СССР, в частности лишение жизни; лишение свободы (заключение) или ограничение свободы; принудительное безосновательное помещение здорового человека в психиатрическое учреждение по решению внесудебного или иного репрессивного органа; принудительное лишение гражданства СССР, УССР и высылка за пределы СССР; ссылка; высылка; депортация; ограничение в праве проживания в отдельных городах, местностях или административно-территориальных единицах; лишение имущества путем: национализации, экспроприации, конфискации по решению или приговору репрессивного органа, раскулачивания, изъятия репрессивным или иным органом при осуществлении обыска и тому подобное.

Закон также расширил перечень категорий пострадавших от советского режима, которые признаются реабилитированными. В частности, это лица, которые до 24 августа 1991 года были обвинены или им было назначено наказание по решению внесудебного органа независимо от действия или мотивов обвинения или назначения наказания; или лица, в отношении которых до 24 августа 1991 года были совершены репрессии в формах, определенных статьей 2 данного закона, по решению другого репрессивного органа, если установлен факт осуществления репрессий против таких лиц, исходя из классовых, национальных, политических, религиозных, социальных мотивов.

Кроме того, закон вводит понятие «потерпевшие от репрессий», которыми признаются близкие родственники репрессированного, в частности, супруга (супруг) репрессированного лица, которая на момент совершения репрессии находилась с ним в браке; дети репрессированного, в том числе усыновленные, которые в возрасте до 18 лет остались без отца, матери (усыновителя) в результате осуществления репрессий против отца, матери (усыновителя) или которые родились в местах лишения свободы или в ссылке; другие лица, которые на момент совершения репрессии совместно проживали, были связаны общим бытом с репрессированным лицом или находились на содержании репрессированного.

Как пояснила агентству QHA аналитик Центр исследований освободительного движения Анна Олейник, необходимость в принятии изменений в действующее законодательство обусловлена ​​тем, что предыдущий закон (от 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине») учитывал очень незначительное количество жертв политических репрессий за все время существования советской власти на территории Украины и не реабилитировал всех тех, кто был безосновательно осужден.

— Например, в предыдущем законе не были учтены те, кто боролся против советского режима с оружием в руках, так как по советскому законодательству это считалось преступлением. В частности это УПА, кроме того, это может быть участник какого-либо антисоветского восстания. Например, Голодомору 1932-33 годов предшествовали масштабные крестьянские восстания, направленные на противодействие коллективизации, изъятию пищевых продуктов. Будут реабилитированы, в частности, спецпереселенцы, то есть те, кто был переселен принудительно советской властью – они признаны жертвами политических репрессий. Что касается крымских татар, то по этому закону они признаются жертвами политических репрессий и могут претендовать на то, чтобы официально получить статус жертв политических репрессий. Мы пытались подсчитать примерное  количество людей, которые подпадают под действие этого закона, но здесь еще сложно провести распределение между теми, кто живет и кто уже умер и будет реабилитирован посмертно. Это порядка 7-8 миллионов человек, – сказала она.

По словам Анны Олейник, в законе предусмотрен пересмотр уголовных дел, в частности, автоматическая реабилитация для тех, кому выносили приговоры внесудебными органами, то есть «тройками», когда людей лишали даже возможности любого судебного процесса, возможности привести хоть какие-то аргументы в свою защиту.

Олейнык также отметила, что закон не содержит конкретных названий национальностей или организаций, которые признаются жертвами репрессий и подлежат реабилитации. По ее словам, в законе прописаны общие критерии, которые позволят реабилитировать более широкий круг лиц.

— Прописанных названий нет – прописаны критерии. Прописаны формы репрессий и, соответственно, уже специальная комиссия по реабилитации будет рассматривать, был ли тот или другой человек репрессирован по тем критериям, которые прописаны в новом законе. Если прописать конкретный перечень, условно говоря, написать УПА или крымские татары, это значительно сужает действие закона. Лучше прописать критерии, так как были депортированы и какие-то другие этносы, и этот закон позволит реабилитировать гораздо более широкий круг, – отметила она.

Согласно закону принятие решений по вопросам признания лиц реабилитированными или жертвами репрессий будет осуществляться вновь созданной Национальной комиссией по реабилитации по представлению региональных комиссий по реабилитации. Заявление на признание реабилитированными или жертвами репрессий может подать сам репрессированный человек, его наследники, любой из членов его семьи, а также уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Заявление подается по выбору заявителя в региональную комиссию по месту жительства заявителя-физического лица, местонахождению заявителя-юридического лица или месту хранения архивных уголовных дел, носителей архивной информации репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов, других архивных документов, в которых содержится информация об осуществлении репрессий. Отказ в принятии и рассмотрении такого заявления запрещается.

Напомним, насильственная депортация крымскотатарского народа с его исторической Родины – Крыма – была осуществлена ​​советским тоталитарным режимом 18-20 мая 1944 года. В районы Приуралья и Средней Азии было переселено 191044 крымских татар, во время депортации погибло около 8000 крымских татар, еще десятки тысяч умерли в результате суровых условий изгнания в течение последующих лет. Право на возвращение на историческую родину крымские татары получили только в период перестройки. В 1989 г. Верховный Совет СССР осудил депортацию и признал ее незаконной и преступной, 14 ноября того же года региональный парламент Крыма принял аналогичное решение. В настоящее время значительное количество крымских татар вернулись в Крым и составляют 12% населения полуострова.

С начала оккупации Крыма Россией в 2014 году крымские татары испытывают системные притеснения по этническому признаку со стороны оккупационных властей. Факт притеснений крымских татар и украинцев в 2017 году признал Международный суд ООН по иску Украины к России и обязал РФ прекратить нарушение прав человека, но Россия до сих пор не выполнила требования суда.

QHA