КИЕВ (QHA) -

В среду, 14 июня при содействии «Фонда украинской политической культуры» прошел круглый стол, на котором были обсуждены аспекты законопроекта Петра Порошенко № 6175 от 13.03.2017 о внесении изменений в Закон Украины "О гражданстве Украины" относительно реализации права изменить гражданство (далее – Законопроект).

Мнения экспертов, относительно проекта данного Закона Украины целом были едины, хотя каждый из специалистов акцентировал внимание журналистов на особенностях своего видения ситуации. В частности, на том, что документ достаточно сырой, не проходил так необходимого демократическому обществу общественного обсуждения и содержит определенные риски для имиджа нашей страны.

Эксперт «Фонда общественной безопасности" Юрий Гаврилечко сообщил, что данный СМИ рассматривают данный Законопроект как инструмент давления на оппозицию, которая, в свою очередь, может повлиять на территориальную нестабильность в восточных и приграничных регионах Украины.

— Также отмечу, что на сегодняшний день существует правовая коллизия между 25 статьей Конституции и действующим Законом Украины о гражданстве. Конституция предполагает, что никто не может лишить украинца гражданства, а в ЗУ прописано, что украинец сам себя может лишить гражданства в случае получения иностранного гражданства, - проинформировал он.

Профессор, эксперт Украинско-Израильского института стратегических исследований имени Голди Мэир Валерий Самсонкин высказал несколько другое видение данной проблемы.

Я не разделяю мнение тех политологов, которые считают, что это давление на оппозицию. Думаю, что это политически недальновидный шаг, направленный против тех людей, которых президенту нужно наказать. Законопроект является не только несвоевременным, а и вредным для Украины и непонятно, на кого он направлен.

В качестве примера он привел Израиль, в котором нет запрета на двойное гражданство для простых граждан. Этот запрет касается только руководства государства, и действует в отношении президента, руководителей силовых министерств, депутатов Кнессета (парламента – ред.). Для того, чтобы нивелировать негативные последствия Законопроекта Самсонкин предложил внести правки и ограничить действие будущего Закона для выборных и занимающих ответственные посты граждан Украины.

— Мне кажется те, кто спровоцировали и порекомендовали Порошенко именно в этот момент выступить с этим (законопроектом – ред.) для того, чтобы припугнуть отдельных чиновников, имеющих двойное гражданство, понимают, что авторитет Конституции в государстве выше любого закона и рассмотрение в суде подобных дел, скорее всего, закончится ничем, - считает Валерий Самсонкин.

По его мнению, в результате принятия законопроекта и предоставления ему статуса ЗУ из Украины уедет 4-5 миллионов ее граждан. Кроме того, это даст возможность получить польское или венгерское гражданство тем, кто ранее не хотел этого делать.

В свою очередь политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник привел еще более "кричащие" цифры:

— Как минимум 10% населения Украины на сегодня уже имеет двойное гражданство. Ведь мы, в первую очередь, имеем дело с более чем 2 млн крымчан. По данным  российской переписи 2014 года, 97,5% крымчан имеют гражданство России, но из косвенных источников можно сделать вывод, что практически все из них сохранили украинские паспорта.

Он также напомнил об 1 млн украинских граждан - наших гастарбайтерах, работающих в России, и беженцах, которые имеют российское гражданство. А также сообщил, что РФ в последнее время значительно упростила получении российского гражданства, причем при получении паспорта ввели такое понятие как "носитель русского языка".

Более того, РФ собирается идти дальше, в Госдуме лежит законопроект, который упростит получение гражданства РФ отдельно для граждан Украины. Это такой себе ассиметричный ответ Российской Федерации на возможность введения визового режима с Украиной и безвизового режима Украины со странами ЕС.

По информации Бортника, как минимум 1 млн гастрабайтеров и беженцев с Донбасса уже сегодня или имеют гражданство РФ, или находятся в стадии его получения.

В западных регионах Украины от 200 до 500 тысяч жителей Закарпатья имеют гражданство Венгрии. 80-150 тысяч украинцев имеют румынское гражданство. В Молдавии около 70% граждан имеют румынские паспорта. Кроме того, многие бизнесмены имеют словацкие, чешские, португальские, панамские паспорта. Это уровень элит и очень многие политики и бизнесмены имеют такие гражданства, - подчеркнул он.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики также напомнил о ситуации, когда в прошлом году украинского гражданина, бизнесмена Платона Беседина на протяжении недели лишили гражданства Украины и выдали другу Порошенко - бизнесмену Плахотнюку. Причем основанием выдачи молдавской стороне стало отсутствие в архивах МВД Украины заявления о получении Бесединым украинского гражданства в 1996 году.

Подобный сценарий может быть разыгран в любой момент, поскольку мы понимаем, что такое украинская власть и какой уровень ее судов. Потенциально, если этот закон заработает, то против любого из граждан Украины этот механизм может быть применен. Только на том основании, что в архиве МВД Украины нет какого-либо документа, - отметил Бортник.

Опасность правовой неурегулированности вопроса с украинским гражданством, подводя итоги, отметили все эксперты. И основной причиной данного тезиса стал тот факт, что само государство системно нарушает ключевые положения о гражданстве.

Об этом, в частности, свидетельствует наличие так называемых легионеров (людей с несколькими гражданствами) в составе украинского правительства. И особенно процесс назначения данных чиновников на высокие государственные должности. И если наводить порядок с гражданством, то, по мнению Руслана Бортника, нужно начинать с себя, и сделать достоянием гласности то, сколько гражданств имеет президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман, глава парламента Андрей Парубий. 

ФОТО: интернет

QHA