КИЕВ (QHA) -

По последним данным Кабинета министров, в Украине насчитывается 1 783 696 переселенцев из Донбасса и Крыма. Люди, вынужденные бежать от оккупации или от войны, всеми силами пытаются обжиться на новом месте. Однако, несмотря на то, кто конфликты на территории страны продолжаются уже более двух лет, а количество внутренне перемещенных лиц ежедневно растет, они все так же имеют множество проблем, с которыми не могут справиться ни они сами, ни государство.

Об основных сложностях, с которыми сталкиваются переселенцы, а также о путях их решения, корреспондент информационного агентства QHA поговорил с юристом, основателем юридической компании «Турий и Партнеры» Андреем Турием.

Когда Вы начали работать с переселенцами?

Первые обращения у нас пошли после аннексии Крыма. А что касается переселенцев с Донбасса, то вопросы начались с осени 2014 года.

С какими проблемами они чаще всего к вам обращаются?

Спектр вопросов, по которым обращаются к нам переселенцы из Крыма, – это возврат депозитов и регистрация бизнеса. То есть это, как правило, экономически активные граждане, и они хотят вести здесь свои дела в связи с тем, что в Крыму это делать очень затруднительно и бесперспективно.

Каким образом они могут перерегистрировать свой бизнес на новом месте?          

Переселенец может обратиться в органы государственной регистрации, либо  самый оптимальный вариант  в связи с изменениями в законодательстве, может обратиться к любому нотариусу, который умеет перерегистрировать или регистрировать бизнес. Для этого нужен стандартный набор документов: паспорт, идентификационный код, если это будет общество с ограниченной ответственностью – то устав предприятия. И, естественно, если это государственная регистрация, то необходима будет доверенность или присутствие у госрегистратора или нотариуса учредителей предприятия.   

А существуют ли какие-то особенности для зоны АТО при внесении изменений в уставные документы?

Да, существуют. Согласно приказу Министерства юстиции, любые изменения состава учредителей, смена директора, руководителя компании, местонахождение которой – зона АТО, запрещены до окончания проведения антитеррористической операции. Для чего это делается? Для того, чтобы под внешним давлением, зачастую бандитским и силовым, не было возможности отобрать собственность у предпринимателя.

Насколько украинское законодательство может помочь в решении проблем переселенцев, в частности крымчан?

Я думаю, что оно к этому не готово. Это связано с необходимостью нести очень большие материальные затраты. Опять же, возвращаясь к нашумевшей проблеме с вкладчиками крымских банков, – придется отдавать деньги. Государство в этом не заинтересовано, конкретно  юридические лица, собственники, физические лица, собственники банков. Так же, как и выделять какие-то денежные средства на акклиматизацию, так сказать, или на оплату квартир в долгосрочной перспективе. Это нереально.

А как можно усовершенствовать украинское законодательство?

24 мая в Европейском парламенте состоялась встреча, на которой обсуждались права беженцев и переселенцев. И я думаю, что по результатам этой встречи будут внесены изменения в украинское законодательство.

В Украине было создано новое министерство (Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины. – Ред.), которое будет заниматься проблемами ВПЛ. По-Вашему, с каких проблем Чернышу и его команде следует начать?     

Я думаю, что в первую очередь надо обратить внимание на проблемы детей, проблемы образования. Каким образом детям, которые проживают на территории Донецкой и Луганской области или Крыма, получать образование, возможно, даже параллельное, на территории, подконтрольной украинскому государству. С теми дипломами перспектив нет. Мне кажется, это первоочередная проблема, которую нужно решать.

Также нужно решить проблему пенсий. Думаю, что тех людей, реальных граждан, которые проживают в зоне АТО и одновременно с этим якобы являются переселенцами, нужно отсекать. Надо выплачивать пенсии только людям, которые проживают на подконтрольной территории. Также мне кажется, немаловажен вопрос социального обеспечения молодых матерей, семей, в которых родились дети  государство могло бы оказывать им помощь. Эти вопросы надо поднять и урегулировать.

Кстати, об образовании: как государство должно поддерживать студентов-переселенцев?

Государство, прежде всего, должно их защищать. То есть выплачивать повышенные стипендии, которых будет хватать на компенсацию проживания и на питание, ну и также на досуг.

А как Украине привлечь в свои вузы ту молодежь, которая сейчас находится на аннексированных или неподконтрольных территориях?

Украина должна принять, как есть, то образование, которое имеется на неподконтрольных и аннексированных территориях, автоматически приравнивать его к образованию, полученному на территории Украины, и принимать таких детей в вузы Украины без экзаменов, на основании собеседования. То есть создать максимально лояльные условия для того, чтобы граждане Украины могли обучаться у нас, жить и устраивать свою жизнь в дальнейшем.

         

Скажите, существуют ли на сегодня какие-то целевые программы помощи переселенцам?

 Постановлением Кабинета министров Украины определен порядок выделения материальной помощи внутренне перемещенным лицам, согласно которому семья может получить не более 2400 гривен в месяц в качестве компенсации проживания, в том числе оплаты жилищно-коммунальных услуг. Срок действия – полгода, и после окончания этого времени нужно подавать соответствующие документы и пересматривать статус – целесообразно ли помогать переселенцу дальше или нет.

Первая проблема переселенцев — это трудоустройство и жилье. Многие люди, которые находятся на неподконтрольных территориях, хотят переехать, но условий для этого нет. Как Украина решает эти проблемы?  

Что касается жилья – я уже говорил, это только социальная помощь в размере 2400 гривен. По поводу трудоустройства переселенцев могу сказать, что государство вообще не принимает в этом участия. Единственное, на некоторых сайтах поиска работы у работодателей есть возможность размещать вакансии именно для переселенцев. Таким образом компании содействуют трудоустройству ВПЛ. Также мы видим, что образовались некие землячества, в которых отдается предпочтение своим землякам-переселенцам.

Как решаются проблемы восстановления паспортов, трудовых книжек, оформления наследства?  

Для этого заинтересованным лицам необходимо обращаться в соответствующие органы. По поводу получения трудовых книжек: здесь есть большие трудности, потому что решение нашего суда, хоть и должно, но не будет распространяться на компанию, которая зарегистрирована в правовом поле террористических организаций. Мы решение суда получить можем, но истребовать трудовую книжку в том случае, если организация не выдает ее, не можем. По поводу оформления наследства, опять же, можно обратиться к нотариусу, выехав за зону разграничения, и там оформить наследство.

А сколько времени переселенец вынужден тратить на то, чтобы поменять документы?      

В связи с тем, что сейчас произошла либерализация законодательства и разрешили оформлять документы у частных нотариусов, сроки оформления того же наследства сократились в два или три раза ввиду отсутствия очередей. По стоимости это почти одно и тоже, но временные затраты при этом меньше.      

А что касается свидетельств о рождении или смерти?

Свидетельство о смерти получают через суд, для этого необходимо вызвать на подконтрольную Украине территорию свидетелей, которые могут засвидетельствовать факт смерти, подтвердить, что человек умер. В этом случае суд принимает решение об установлении факта смерти. После этого можно получить свидетельство в органах регистрации гражданского состояния. Если говорить о свидетельствах о рождении, это тоже можно сделать на подконтрольной территории. Крымчанам необходимо выехать в Херсонскую область, в ближайший ЗАГС, и в органах регистрации гражданского состояния получить это свидетельство.

Каким образом житель неподконтрольной Украине территории может развестись через суд, куда ему обращаться?      

В связи с проведением антитеррористической операции Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел изменил подсудность по судебным делам. То есть в Луганской области взамен 17 судов, которые находятся на неподконтрольной территории, действуют 17 судов, которые находятся на подконтрольной территории. В Донецкой области – 35 соответственно. В данном случае жителю, к примеру, города Макеевки для подачи искового заявления о разводе необходимо обратиться, в зависимости от района проживания, или в Краматорский, или в Константиновский суд. И на основании решения суда нужно будет затем обратиться в органы регистрации гражданского состояния, чтобы получить свидетельство о разводе.

Есть информация, что в зоне АТО людям предлагают оформить так называемые паспорта «ДНР» и «ЛНР». Какими могут быть правовые последствия от наличия у гражданина Украины такого «паспорта»?  

Фактически это нелегитимные документы нелегитимных организаций. С этими документами они никуда не могут обратиться, пересечь границу нельзя, выехать за линию разграничения тоже – это фейкоые бумаги, пользы никакой от них не будет. Они служат, очевидно, для создания видимости какой-то «государственности». Ни Украина, ни одно другое государство в мире не признает такие документы, если их можно назвать документами.

Можно ли обменять этот так называемый паспорт на паспорт гражданина Украины?  

Нет, нельзя, потому что украинским законодательством такого документа, как паспорт гражданина Донецкой народной республики или Луганской народной республики, не предусмотрено. То есть если человек не имеет паспорта гражданина Украины, а имеет этот псевдодокумент, то ему необходимо на территории, подконтрольной государству Украина, обратиться с просьбой восстановить его паспорт.

Реально ли крымчанину с паспортом россиянина поехать за границу?   

Нет. Для того чтобы крымчанин с паспортом гражданина Российской Федерации получил визу на въезд в Европу, он должен как гражданин Украины обратиться в визовый отдел на территории материковой Украины, и только по украинскому загранпаспорту он имеет возможность выехать за пределы Украины. На основании паспорта гражданина РФ с пропиской в Крыму выезд он осуществить не сможет, потому что Крым считается территорией Украины, и документы, а также юридические действия, которые происходят на территории Крыма, нелегитимны для мирового сообщества.

Еще одна больная тема – это кредиты. Если у юридического или физического лица есть кредит перед банком, а человек проживает при этом на территории, неподконтрольной Украине, как его взыскивать?

В большинстве случаев у предпринимателей в зоне АТО бизнес полностью разрушен и имеются долговые обязательства перед банковскими учреждениями. В этом случае банки обращаются в суды на подконтрольной территории Украины с целью взыскания долгов. Как мы говорили, в Луганской области 17, а в Донецкой 35 судов, которые сменили свою подсудность. Другое дело, что непонятно, каким образом из этих судов будут доходить повестки к ответчикам, должникам. И даже в том случае, если они будут вручены, то непонятно, каким образом на неподконтрольных территориях будут взыскиваться долги, будь это имущество или денежные средства. На данный момент это тупиковая ситуация, как я ее вижу, и она в ближайшее время не сможет решиться ни в чью пользу. Фактически решения судов могут быть получены, но взыскать долги с должников я не вижу способа. Думаю, что после возврата временно неподконтрольных территорий государство вынуждено будет искать механизмы социальной защиты бизнеса, и эти кредиты просто спишут.

Если на неподконтрольной территории незаконная организация, которая была создана якобы под юрисдикцией «ДНР» или «ЛНР», хочет забрать у гражданина его бизнес либо приписывает ему какие-то долги, что делать этому человеку?   

Тут есть два аспекта. Первый – незаконность таких действий с точки зрения украинского государства, но это мало повлияет на фактические незаконные действия этих так называемых коллекторов или организаций, которые на неподконтрольной территории будут взыскивать имущество или деньги. После возврата под нашу юрисдикцию восстановить статус-кво вполне реально. Здесь не нужны будут даже решения судов, потому что действия и так будут признаны незаконными. Но по факту люди, которые проживают на той территории и подвергаются финансовым или имущественным репрессиям, вынуждены повиноваться и подчиняться этим незаконным действиям. Ведь хотя на территории Украины они незаконны, на той территории существует другая реальность.

А как в будущем будет решен вопрос возврата незаконно отобранных денег или имущества?     

Когда эти территории вернутся под нашу юрисдикцию  естественно, через суд, путем истребования своего имущества, которое было незаконно изъято какими-то вооруженными или превдогосударственными формированиями. Получить решение суда будет реально. Однако насколько реально будет вернуть изъятые денежные средства – это вопрос.

Шекера Александра

ФОТО: QHA

QHA