КИЕВ (QHA) -

Прошло уже больше месяца с того момента, как украинское Минсоцполитики объявило о проведении верификации среди внутренне перемещенных лиц. Этот процесс стал абсолютно неожиданным не только для правозащитных организаций, которые занимаются переселенцами, но и для органов местной власти, в которые массово стали обращаться люди, лишенные социальных выплат. Об этом свидетельствуют данные мониторинга, посвященного анализу несоответствия нормативно-правовых актов правительства про учет переселенцев Конституции и законам Украины, который был презентован на пресс-конференции «Проблемы учета внутренне перемещенных лиц: как государство осложняет жизнь переселенцев».

По словам экспертов, наиболее тяжело верификация отразилась на тех людях, статус ВПЛ которых привязан к пенсиям. Пенсионерам, которые были вынуждены покинуть зону боевых действий, теперь приходится доказывать, что они являются переселенцами.

- Есть люди, которые приезжают с неподконтрольной территории верифицироваться в Пенсионный фонд, даже не будучи записанными в так называемые «черные списки». Они приезжают просто потому, что услышали об этом. И львиной доли этих людей, которые приехали просто так, не будучи уведомленными о каких-то проблемах, нет в эти списках. То есть тех людей, которые живут на неподконтрольной территории. А те пенсионеры, которые с 2014 года безвыездно проживают на подконтрольной территории Донецкой области, и ни разу никуда не выезжали. Вот как раз они и попали в эти списки и вынуждены теперь доказывать свой правомерный статус ВПЛ, - рассказала руководитель регионального офиса Проекта в Северной части Донецкой области Ирина Степанова.

В связи с полной неожиданностью проведения верификации, местные управления труда и соцзащиты просто не справляются с огромным количеством посетителей. Эти люди в итоге вынуждены на протяжении многих часов стоять в очереди в душных переполненных помещениях или на холоде, чтобы возобновить адресную денежную помощь ВПЛ и пенсию. Так, например, в Бердянское УДСЗН записано около 2500 человек.  

- Некоторые люди ждут приема более недели или десяти дней. Причина этому – катастрофическая нехватка сотрудников. Первичный прием переселенцев ведут два человека. Один человек предоставляет консультацию, и 3 или 4 работают с документами. Они за день могут обслужить не более 100 переселенцев. При этом сотрудники делают все возможное, чтобы принять ВПЛ, они за свой счет обзванивают переселенцев, делают им ксерокопии, но просто не справляются с таким потоком, - делится монитор регионального офиса Проекта в Запорожской области Анна Бутенко.

При этом, как отмечает Бутенко, для работы с переселенцами пришлось расформировать отдел, который работал с местным населением. Таким образом, местное население не может реализовать свои потребности, так как у них нет доступа в УДСЗН, что может привести к социальному бунту.

Решением этой проблемы могли бы стать четкие инструкции по работе с ВПЛ, а также обеспечение материальным и административным ресурсом, однако на сегодняшний день ни одна из этих мер не предпринимается.

Александра Шекера

ФОТО: QHA     

QHA