ЗАПОРОЖЬЕ (QHA) -

Были отреставрированы дуббель-шлюпка и байдак. Работы по реставрации суден заняли полтора года, рассказал корреспонденту QHA Дмитрий Кобалия.

- Состояние суден было совершенно разное. Первая лодка сохранилась примерно на 20%. Но, учитывая ее уникальность, мы выкрутились и воссоздали ее форму в виде металлического каркаса, на который установили сохранившиеся детали, - уточнил он.

К слову, длина первой лодки – 17 м.

- Второе судно сохранилось лучше, процентов на 70. Здесь отсутствовал верхний пояс обшивки и штевень (брус, являющийся основанием носа или кормы судна), - говорит он.

По словам реставратора, для него подобная работа - не дебют. Около восьми лет назад Кобалия совместно сколлегами завершил реставрацию казацкой лодки.

Так, на реставрацию суден понадобилось около 70 тысяч долларов. Эту сумму удалось получить благодаря гранту от Посольского фонда США, который выиграл благотворительный фонд "Хортица" в 2014 году.

- По меркам грантовой помощи - это большие средства, по меркам реставрации кораблей - относительно скромные. Но лично я очень благодарен американским партнерам. Если бы не они - ничего бы не было, - признается Кобалия.

Кроме двух упомянутых старинных суден, ремонта также требует и 20-метровая бригантина, поднятая в 2004 году.

- Бригантина - это самое крупное и, возможно, самое интересное судно из всех, нами поднятых. Сейчас оно худо-бедно поддерживается в статичном состоянии после предварительной консервации, - говорит реставратор.

По его мнению, на завершение ремонта бригантины потребуется около пяти лет и не менее 400 тысяч долларов.

- Судно подняли в ноябре 2004 года при финансовой поддержке корпорации "Интерпайп". Во многом нашим спонсором выступил Андрей Макаревич, давший благотворительный концерт в Днепропетровске осенью 2003 года, - вспоминает запорожец.

На сегодняшний день бригантина находится в ангаре заповедника. Кобалия говорит, что ее ремонт заранее оговаривался со спонсором, и речь шла о полном цикле работ.

- По неизвестным мне причинам корпорация отказалась от дальнейшего сотрудничества после подъема судна. В итоге первичную консервацию провели за бюджетные деньги. А после 2008 года заповедник вообще не финансируется Министерством культуры касательно научных проектов. Такую же позицию занимает и город, и это при том, что в этом году у муниципалитета избыток средств, - утверждает мастер.

Запорожский реставратор рассказывает, что бригантину демонстрировали представителям различных посольств. Многие послы проявили немалый интерес к судну, кроме Виктора Черномырдина, в то время занимавшего должность Чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Украине. Это удивило Дмитрия, поскольку поднятая со дна реки бригантина была построена по чертежам Петра I.

ФОТО: Дмитрий Кобалия

QHA